В СГУ обсудили итоги проекта «Учимся жить вместе» за прошедший год

29 мая в Институте открытого образования прошла конференция в рамках итогового мероприятия по проекту «Учимся жить вместе». Обсудить результаты первого года реализации проекта собрались сотрудники различных структурных подразделений университета, студенты, школьники и педагоги образовательных учреждений области из числа участников проекта.

Благотворительный проект «Учимся жить вместе» реализуется в Саратовском государственном университете с 2012 года. В основе проекта лежит система дистанционного образования «Ipsilon 2.0», разработанная в СГУ. Он был признан Фондом просвещения «МЕТА» одним из победителей конкурса благотворительных проектов по развитию инклюзивного образования в рамках программы «УРАЛСИБ за равные возможности».

Открыла заседание директор Института открытого образования СГУ Н.А. Иванова. Она рассказала о содержании проекта и обозначила его основные цели, в числе которых – создание условий для обучения школьников и студентов, а также формирование лаборатории успеха для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Наталия Александровна рассказала, что Федеральная программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» действует на территории всего лишь трёх регионов России, один из которых – Саратов. Но, к сожалению, её действие не распространяется на дошкольное образование. В проекте СГУ «Учимся жить вместе» участвуют и такие организации. Об инклюзии в дошкольном образовании рассказала заведующая Детским садом компенсирующего вида № 3 «Радуга» города Балаково Н.В. Кузнецова. Там с детьми работают офтальмологи и дефектологи. Нужно отметить, что воспитатели учреждения получают специальное высшее образование в Саратовском государственном университете дистанционно, имея педагогическую практику «под рукой».

Опытом работы с детьми с ограниченными возможностями поделилась заместитель директора по УВР Средней общеобразовательной школы № 12 Энгельсского района Е.А. Юматова. С 2007 года здесь в рамках Федеральной программы создаётся среда, способствующая максимальному раскрытию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. В школе работают световые табло, функционируют сенсорная комната, тренажёрный зал. Вдоль лестниц установлены дополнительные поручни и построены пандусы перед входом в школу. В школе возможны очная, очно-заочная и заочная формы обучения. Школьники с ОВЗ стали участниками  проекта  СГУ «Учимся жить вместе» и в течение этого учебного года занимались on-line с преподавателями СГУ по многим предметам, используя университетскую систему видеоконференций.

Своими впечатлениями от программы поделились преподаватели и учащиеся. По их словам, за учебный год они получили навыки дистанционной работы, школьники параллельно с обучением подготовились к сдаче ЕГЭ.

Одна из острых проблем инклюзивного образования – подготовка преподавателей к работе со студентами с ОВЗ. В СГУ для этого была специально разработана программа повышения квалификации «Инновационная деятельность в образовании: подготовка педагогических кадров в условиях изменяющегося образовательного пространства (интегративные и инклюзивные технологии)». О разработке программы на собрании говорил заместитель директора ИДПО СГУ А.Н. Поздняков. В 2012 году по этой программе прошли курс преподаватели из 12 городов России.

Разработчик программы, доцент кафедры специальной психологии СГУ М.Д. Коновалова посвятила свою презентацию научным результатам проекта. Она отметила, что изначально проект был социальным и не предполагал научных результатов, но в процессе мониторинга социально-образовательных потребностей студентов с ОВЗ сформировался ряд научных направлений. В перспективе развития проекта – разработка учебно-методических пособий для студентов с ОВЗ и привлечение новых сотрудников и выпускников университета.

Начальник управления социальной работы СГУ Н.П. Сергеева подчеркнула, что проект живёт, потому что все структуры работают в едином порыве и с одной целью – помощи в адаптации студентам с ОВЗ.

Для студентов с ОВЗ был разработан специальный психолого-педагогический паспорт, в котором отмечаются индивидуальные особенности и потребности студента. Содержание и структуру документа представила заведующая лабораторией исследования проблем социальной адаптации и профессионального становления М.Ю. Гамаюнова.

На встрече обсуждали также вопросы адаптации студентов, работы в инклюзивной группе, создание условий для обучения, психологического сопровождения студентов с ОВЗ.

В будущем году планируется продолжение проекта и расширение числа участников.


Газета «Заря молодежи» По материалам пресс-служб вузов

Полезное