Профессор СГУ выступил на Чеховских чтениях в Ялте

Профессор СГУ В.И. Кащеев выступил на XXXIV Международной научно-практической конференции «Чеховские чтения в Ялте». Организаторами научного форума стали Министерство культуры Автономной республики Крым, Дом-музей А.П. Чехова в Ялте, Чеховская комиссия РАН, Чеховское общество Украины.

Ежегодные Чеховские чтения в Ялте на протяжении многих лет остаются одним из важнейших событий в мировом чеховедении. Прошедшие чтения представляли собой комплекс различных научных и культурных мероприятий и были посвящены теме «Мир Чехова: семья, общество, государство».

В торжественном открытии конференции участвовали представители Верховной Рады АРК, Министерства культуры АРК и ялтинского городского совета. Участниками научных заседаний были литературоведы и историки литературы, театроведы и лингвисты, историки и культурологи, музейные и библиотечные работники из России, Украины, Германии, США, Японии и Китая.

В рамках конференции и тематические заседания: «Социосфера чеховского мира», «Семья и семейные ценности в жизни и творчестве Чехова», «Творчество Чехова в современном литературоведении», «Теоретические и практические вопросы драматургии Чехова». Кроме того, прошли презентации новых книг о Чехове и собрания круглых столов, посвящённых литературным музеям XXI века и миру вокруг писателя. Также были награждены лауреаты международного Чеховского конкурса по литературе «Краткость – сестра таланта», вручена премия имени Чехова за 2012 год. Для участников чтений были проведены творческие встречи с российскими писателями.

23 апреля в рамках тематического заседания «Социосфера чеховского мира» выступил профессор кафедры истории древнего мира СГУ В.И. Кащеев с докладом «Классическое образование в эпоху кризиса классицизма: к интерпретации рассказов Чехова «Случай с классиком» и «Репетитор». Оба рассказа докладчик рассмотрел в контексте дискуссии о реформе гимназического образования графа А.Д. Толстого 70–80-х годов XIX века. Он показал, что эти произведения, написанные молодым Чеховым, представляют собой своего рода реплики в широкой общественной дискуссии, в которой участвовали как сторонники реформы, так и её противники. Детальный анализ рассказов и сопоставление их с другими чеховскими текстами убеждают, что писатель отрицательно относился к господствовавшему в гимназиях России «грамматическому» методу преподавания древних языков. Владимир Иванович Кащеев показал, что кризис и закат классицизма как эпохи в культурном развитии России совпал по времени с реформой А.Д. Толстого. Целью классического образования, согласно реформе, было не столько освоение богатого культурного наследия античности, сколько формальное изучение грамматики древнегреческого и латинского языков. Такая чеховская метафора, как «футляр», вполне может быть использована для описания отношения Чехова к преподаванию древних языков в России 70–80-х годов XIX века.

Доклад профессора Кащеева, как и выступления других участников конференции, вызвал большой интерес и оживлённую дискуссию. В целом представленные на конференции доклады и их обсуждение внесли существенный вклад в чеховедение.

По материалам ИИиМО СГУ


Газета «Заря молодежи» По материалам пресс-служб вузов

Полезное