В.В. Прозоров озвучил тезисы о ситуации с русской литературой

Научный руководитель ИФиЖ СГУ, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Валерий Владимирович Прозоров предложил следующие тезисы, с которыми он выступил на декабрьском заседании Учёного совета ИФиЖ СГУ и которые единодушно приветствовались его коллегами:

О дискриминационной ситуации с русской литературой в образовательно-культурном пространстве России

– Мы знаем: помимо нефти, газа, иных сырьевых ресурсов – главная конвертируемая, признаваемая во всём мире наша ценность – русская литературная классика. И все, кому сегодня за 30, худо-бедно овладевали основами литературной культуры прежде всего в средней школе. Часто и охотно брюзжим: прежде, мол, плохо учили. Но и отлично учили – тоже! Дело, как всегда, в личности педагогов…

– Да, читать перестают повсеместно! Да, причин много: Интернет, клиповое мышление, видео- и аудиопродукты теснят книгу… Всё так! Но гильотина – дурной способ избавления от головной боли.

– В ХХI веке в России почти полностью забыты отечественные традиции, связанные с масштабными просветительскими инициативами по случаю широко отмечавшихся (со времен Достоевского) юбилеев литературных классиков. А это были уместные предлоги для сосредоточения общенационального внимания на судьбах ярких, нетленных сокровищ словесности. Это, как правило, была настоящая забота квалифицированных филологов о читательской компетенции современников.

Отдельная и очень больная тема – системное филологическое просветительство, как чистый воздух, необходимое нашему обществу.

Как никогда прежде, мы нуждаемся в умном чтении и разумном почитании русских классиков, в т.ч., и в социальных сетях Интернета…

– Между тем, на государственном уровне процесс дискриминации литературной классики идёт безостановочно: количество часов на литературу в школе доведено до предельного минимума. И самое главное! – сделано всё, чтобы отнести литературу на задворки школьного образования. Говорим-вещаем о патриотизме, а русская литература, проникнутая пафосом любви к отечеству, безразлично и недальновидно сдаётся в архив…

Отменены письменные (сочинение) и устные, связанные с литературой, квалификационные испытания. Вместо этого для школьников, сохраняющих преданность отечественным литературным ценностям, введён ЕГЭ. А ЕГЭ по литературе (этого не хотят слышать в Минобрнауки!) изо всех сил помогает формировать внесистемные знания-объедки.

– Как минимум, надо вернуться (одновременно обновляя содержание образования) к русской литературе как к основному (вместе с русским языком и историей), формирующему личность предмету в средней школе; восстановить самостоятельные аттестационные письменные творческие работы-сочинения с последующим (а здесь уже отчётливая педагогическая инновация!) непременным собеседованием по мотивам собственных сочинений учащихся. Это будет проверкой приводящих в порядок ум и душу человеческую умений самостоятельно мыслить и размышлять вслух по поводу важнейших социально-нравственных исканий и проблем нашей жизни…

– Печально обстоят дела и в высшей школе. Безостановочно сокращаются бюджетные места на филологических факультетах вузов страны (в том числе, по отечественной филологии). О серьёзной, обоснованной тревоге по поводу политики разгрома российского гуманитарного образования во всеуслышание заявили филологи МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании своего Учёного совета 22 ноября 2012 года. В целом их пафос, их серьёзную озабоченность разделяет всё гуманитарное сообщество… Мы хорошо понимаем: очень скоро не сможет (особенно в провинции) произойти естественная смена поколений учителей-словесников в средней школе…

С разным геростратовым успехом продолжающаяся уже около столетия дегуманитаризация нашего общества, получившая в последние годы новое безумное ускорение, – дорога в никуда.


Газета «Заря молодежи» По материалам пресс-служб вузов

Полезное