В рамках «Недели педагогического образования» прошли «Встречи вне уроков»

В понедельник, 25 марта, прошла серия образовательных встреч в рамках фестиваля «Неделя педагогического образования». В СГУ для будущих учителей были организованы три площадки: «Встречи после уроков: дополнительное образование в школе», «Летние встречи» и «Молодой учитель: права – обязанности – профессиональные траектории». Ещё одна площадка прошла на базе Дворца творчества детей и молодёжи имени О.П. Табакова.

В 401 аудитории XI корпуса студенты узнали о летней работе преподавателей. Доцент кафедры методологии образования СГУ, ответственная за организацию летней педагогической практики О.А. Козлова стала модератором площадки «Летние встречи».

Будущим педагогам рассказали о том, как работать с детьми в лагере, чем их занимать, с какими трудностями они могут столкнуться. Участники также разбирали упражнения, которые помогут при знакомстве с воспитанниками.

Заместитель директора ДОЛ «Лесная республика» А.С. Сергеева провела встречу в интерактивном формате. Для начала она предложила студентам поиграть – им нужно было ответить, что они возьмут с собой в лагерь. Задача заключалась в том, чтобы предмет начинался на ту же букву, что и имя выступающего.  Анна Сергеевна объяснила, что такое упражнение поможет детям лучше познакомиться и запомнить имена. «Вожатый – лидер. Это тот человек, с которого ребёнок берёт пример. Этому нельзя научиться – нужно почувствовать. Книжные трактовки не работают, только практика. Если у вожатого есть желание, огонёк, задор, то у него всё сложится», – подчеркнула А.С. Сергеева.

Студенты активно включились в работу и сразу же начали задавать вопросы – например, что делать с детьми в первые дни, пока не выдали инвентарь. Ведущая встречи подчеркнула, что на вожатых лежит важная миссия в начале смены – сплотить отряд. Для этого она предложила использовать игры, бейджи, наклейки с именами. «Важно оказывать внимание детям», – отметила Анна Сергеевна. Она показала студентам несколько полезных упражнений.

Своим опытом поделилась студентка 3 курса факультета психолого-педагогического и специального образования Елизавета Микерова. Она 4 смены подряд была вожатой в детском лагере «Орлёнок». Елизавета отметила, что это прекрасная возможность не только поработать, но и отдохнуть. Студентка рассказала о том, как происходила её работа с детьми. Чтобы попасть в «Орлёнок», ей пришлось пройти тестирование и онлайн-собеседование.

Завершило встречу выступление старшего методиста регионального ресурсного центра дополнительного образования СОИРО К.А. Манягиной. Ксения Александровна показала студентам мультфильм «Комаров». После просмотра она предложила обсудить, чем отличается вожатый от воспитателя,  можно ли назвать Комарова трудным ребёнком. Студенты пришли к выводу, что герой мультфильма – одарённый ребёнок, так как у него присутствуют оригинальность и гибкость мышления, лёгкость ассоциаций, социальная автономность, познавательная потребность. Свои выводы они подтвердили конкретными ситуациями из мультфильма.

За круглым столом «Встреча после уроков: дополнительное образование в школе» собрались учителя саратовских школ, выпускники университета и преподаватели-методисты. Мероприятие прошла в формате свободной беседы, посвящённой проблеме внеклассного образования школьников. Модератором площадки выступила заведующая кафедрой методологии образования СГУ, профессор Е.А. Александрова.

«Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить проблемы дополнительного образования. Ведь классные часы – это совершенно особая жизнь, которая создаётся вне аудитории. У каждого из нас, я уверена, был такой классный час, после которого мы все выходили молча, погружённые в свои мысли. Думаю, вам есть что вспомнить», – отметила Екатерина Александровна.

Первым выступила доцент кафедры математики и методики её преподавания О.М. Кулибаба. Она выделила пять моделей дополнительного школьного образования: случайный набор кружков по возможностям; хорошо организованные кружки; тесная взаимосвязь заведений культуры и школы; учебно-воспитательные конкурсы, а также школа полного дня – идеальная модель, включающая в сетку расписания основные и факультативные предметы. Эта классификация вызвала оживлённую дискуссию, которую поддержали и продолжили следующие спикеры.

Учитель русского языка и литературы гимназии №1 И.А. Филатова поделилась опытом внеклассной работы. Она рассказала о том, как 11-классники создали группу, в которую приглашаются учителя на собрания по интересам. Таким образом, дети сами задают наставникам вопросы и темы, которые им хотелось бы видеть в учебном плане.

С интересным докладом о кружке журналистики выступила педагог дополнительного образования Восточно-Европейского лицея Н.В. Дегтярёва. По её словам, воодушевить ребёнка можно только проектом, поэтому она с детьми уже шесть лет издаёт журнал «Птичка-неВЕЛичка». Наталья Валентиновна отметила, что при создании проекта важная роль отводится его социальной значимости. Например, администрация школы с учениками написали репортаж, сравнивающий обычную библиотеку с библиотекой для слепых детей. Этот проект занимал призовые места в московских конкурсах.

Учитель математики лицея № 37 И.Н. Гущина показала презентацию на тему «Каким образом можно повысить интерес учащихся к обучению?». Она рассказала о формах внеклассной работы, которые используются в лицее: математических кружках и квестах, конференции «В науку первые шаги». Ирина Николаевна отметила, что для любого учителя главная награда – это радостные глаза учеников.

Учитель английского и французского языка Медико-биологического лицея, аспирант кафедры методологии СГУ О.С. Дёмина постаралась ответить на вопрос «Внеурочная деятельность – это всё-таки учёба или способ внеучебной социализации ребёнка?».

Доцент кафедры общей и неорганической химии СГУ А.В. Маркин поделился своими размышлениями о том, зачем нужен кружок преподавателю. «У меня менялись цели 3–4 раза. Сначала это было желание сделать, потому что у меня таких кружков не было. Потом я твёрдо решил научить детей химии. Я пришёл к выводу: делай то, что хочешь, а не то, что должен. Кружок – это занятость детей чем-то полезным. Место, где каждый может направить накопившуюся энергию в нужное русло. Потом в университетские годы это поможет. Если мы хотим вести кружок долгосрочно, то нужно рассчитывать свои силы. Чтобы вас надолго хватило, нужно обязательно обращать внимание на обратную связь, потому что любой учитель должен знать, откуда черпать вдохновение», – подчеркнул Алексей Викторович.

Е.А. Александрова отметила ряд противоречий, волнующих её с 1990-х годов, касающихся роли учителя в судьбе отдельного ребёнка, вопросов отношения с коллегами и администрацией. В заключение модератор объяснила основную роль учителя в воспитательном процессе на примере притчи. «Поскольку я по образованию химик, буду изъясняться химическими терминами. Учитель подобен катализатору в химической реакции взросления. Наша задача – присоединиться к раствору, помочь реакции осуществиться и вовремя удалиться», – заключила Екатерина Александровна.

На третьей площадке «Молодой учитель: права – обязанности – профессиональные траектории» с выпускниками и молодыми учителями обсуждались нормативно-правовые вопросы. Заместитель председателя Саратовской областной организации Профсоюза работников образования и науки Г.Н. Попова выступила с докладом, в котором кратко рассказала об истории профсоюзного движения и его взаимодействии с образовательными организациями. Она сделала акцент на возможности обращения молодых педагогов в профсоюз за помощью для решения актуальных вопросов.

Главный специалист областного профсоюза Н.А. Буряк рассказала присутствующим о правах и обязанностях молодых специалистов. Большое внимание Наталья Александровна уделила льготным выплатам, которые предоставляются после подачи заявлений и необходимого пакета документов. Например, она сообщила о возможности получить денежное пособие педагогу, уехавшему преподавать в сельскую местность. Также слушателям рассказали о том, что учителя, преподающие математику, физику, информатику и иностранные языки, имеют право запросить выплаты в первые годы работы после окончания вуза. Н.А. Буряк ответила на вопросы аудитории о правах молодого педагога, способах их отстоять перед работодателем.

Модератор встречи, доцент кафедры информационных систем и технологий в обучении М.В. Храмова рассказала участникам о конкурсах «Рыбаков Фонда»: конкурсе имени Л.С. Выготского и «iУчитель!». Г.Н. Попова добавила ещё несколько престижных соревнований: «Педагогический дебют» и «Учитель здоровья России».

«Заря молодежи» по материалам пресс-службы СГУ

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: