Тень — и свет в конце тоннеля

Тень - и свет в конце тоннеля

Кошмар, когда к власти приходит злобное и завистливое ничтожество, а умные, интеллигентные люди вынуждены оставаться в тени. Прискорбно, что самодовольное богатство скупает все источники с целебной водой в королевстве, чтобы продлить собственную молодость или хотя бы не дать увянуть тому, что осталось. Смешно и стыдно, когда врачи заняты пересаживанием кожи на лицо с седалища… Но как замечательно, что какая-то часть совести всё же, мешая работать, шепчет: «Оставь немного живой воды для добрых дел!»

Как ни печально, в спектакле Саратовского театра драмы имени И.А. Слонова «Тень» по пьесе Евгения Шварца молодой столичный режиссёр Александр Сазонов являет нам наш век, нашу действительность без прикрас. Постановщик не надевает розовых очков и не обманывает зрителя. Ну, разве что самую малость, необходимую, чтобы напомнить: на сцене — сказка.

Радует и восхищает актерский состав. В роли Учёного-сказочника Христиана Теодора — Андрей Седов. Достойное воплощение образа, хотя актёр в этой роли не выходит за границы своего обычного амплуа. Привлекателен Людоед в синей лохматой шевелюре и бороде (заслуженный артист России Игорь Баголей). Обаятелен Доктор — умный, но, увы, спивающийся из-за безысходности. Герой Валерия Малинина, как всегда, не оставляет зрителя равнодушным. Министры (заслуженные артисты России Виктор Мамонов и Владимир Назаров) — отдельная песнь: они смешны, карикатурны, они — главные шоумены своего народа…

Каждая женская роль — прямое попадание в образ. Красивая Принцесса (Зоя Кузьмина), рационально выбравшая пришедшего к власти нового Короля — Тень, увы, поздно раскаявшаяся в своей ошибке. Столь же ослепительная, сколь и вульгарная эстрадная дива Юлия Джули (Татьяна Родионова) и молоденькая Аннунциата (Дарья Ревина), влюблённая в Учёного. О молодости и несколько инфантильном характере последней свидетельствуют брекеты на зубах и передничек, напоминающий школьный. Однако в финале, когда герой после злоключений оценивает верность Аннунциаты, наступает преображение — мы видим уже не наивную девочку-служанку, а прекрасную, сильную, отважную женщину, не боящуюся соперниц. А электронный занавес услужливо подсказывает зрителю: у этой пары всё хорошо, и вот он — хэппи-энд: любовь и уютный дом, простое человеческое счастье. Обыкновенное чудо.

Зло, которое, как известно, может рядиться в разные одежды, на этот раз приняло облик «голубых» лакеев в чёрных трико, на высоких дамских каблуках и с голыми торсами. Эти ребята услужливо курлычут аки птицы в беседке, служа сомнительно приятным фоном для неспешного разговора министров, решающего Учёного либо «ку», либо «у». Выбирают последнее, и «бесславные ублюдки» зверски избивают дубинками главного героя, при этом надевая шлемы, как при разгоне демонстрантов. Но не на такого напали: Учёный, как в боевике, вскакивает и продолжает борьбу с Тенью!

Ну, а Тень… Как и полагается, диктатор обаятелен и коварен (его безупречно играет Александр Каспаров), и рука об руку с эффектной и практичной Принцессой Тень пытается управлять страной. Но без Учёного, тем более — казнённого, ничего не получается, и Тени приходится занять «своё место».

Народ — можно насчитать двадцать с лишним участников спектакля, т.е. государство густонаселённое, — не совсем безмолвствует. В его уста вложен «народное творчество» (к счастью, в рамках приличия). Но с воцарением Тени наступает тоталитаризм, и все начинают говорить механическим хором, подобострастно отступая, прикрывая лицо.

Модернизм в постановке бессмертной пьесы Евгения Шварца выражен современными средствами — чувствуется, ещё немного, и мир превратится в общество комиксов и хэштегов, а живую человеческую речь заменят неоновые моргающие лозунги. Всё это осовременивает «Тень» донельзя, но сюжет остаётся прежним.

Информационные технологии, призванные придать «крутизны» спектаклю, сами по себе действительно производят впечатление: эффекты «чёрных дыр», «негатива» на экране и звёздного неба над головой. Они способны показать героев целиком и максимально крупным планом. Но ведь этого хватает и дома, у компьютеров, за которыми чахнут современные дети. Театр же привлекателен своей неповторимой атмосферой, живыми эмоциями, шармом первоклассных актёров, которых не испортит никакая драматургия. Они умеют создать отличный ансамбль, донести любую идею и напомнить о высшем предназначении человека — искать правду на земле, на нашей многострадальной планете…

 

Анна Морковина

Поддержите проект

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: