В Музее истории СГУ прошёл круглый стол, посвящённый Н.Г. Чернышевскому

 

В среду, 31 октября, в Музее истории СГУ прошёл круглый стол, посвящённый 95-летию со дня присвоения Саратовскому университету имени Н.Г. Чернышевского.

На встрече присутствовали проректор по научно-исследовательской работе А.А. Короновский, заместитель директора по научной работе Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского И.Е. Захарова, главный хранитель фонда музея Е.Н. Манова, научный сотрудник музея П.П. Послушаев, заведующая Музеем истории СГУ Г.Н. Боус, профессор Института истории и международных отношений Ю.В Варфоломеев, профессор Института филологии и журналистики А.А. Гапоненков, сотрудники и студенты СГУ.

Открыл встречу Ю.В. Варфоломеев. Он приветствовал собравшихся и представил студентам и преподавателям гостей из Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского.

«Николай Гаврилович Чернышевский неразрывно связан с нашим университетом. Уже почти 109 лет как наш вуз выпускает специалистов самых разных профилей и 95 из них как носит имя Чернышевского. Наши студенты во время обучения становятся неразрывно связаны с именем писателя, и эта связь сопровождает их на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда человек говорит, что окончил университет, то добавляет имени Н.Г. Чернышевского. И поэтому этот день нашего вуза по-особому важен», – отметил проректор по научно-исследовательской работе в СГУ А.А. Короновский.

Заместитель директора по научной работе Музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского И.Е. Захарова рассказала участникам круглого стола о возможных научных проектах и конкурсах, в которых могут принять участие как преподаватели, так и студенты. «Я думаю, что наш музей можно рассматривать не просто как памятник Чернышевскому, это маленькая частичка Саратова XIX века. Представьте себе, усадьба формировалась со второй половины XVIII века и потом на протяжении всего последующего времени она застраивалась. Вот такого уникального уголка Саратова вы не найдёте нигде. Он сохранился благодаря имению Николая Гавриловича Чернышевского», – рассказала И.Е. Захарова. Она также рассказала о юбилейных торжествах, намеченных на следующий год – в числе которых 130-летие памяти Николаю Гавриловичу Чернышевскому.

Е.Н. Манова рассказала участникам круглого стола о становлении музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского. Её рассказ начался с того, что хранитель фонда показала на презентации фотографию картонной коробочки от лекарства с изображением павлина, которую привёз из Сибири М.Н. Чернышевский. Такой подарок ему сделал отец – Николай Гаврилович. Елена Николаевна познакомила участников мероприятия с фактами из жизни Михаила Николаевича, рассказала о его переезде в Саратов и о том, как создавался музей. Выступление сопровождалось показом фотографий.

Кроме гостей, на круглом столе выступали студенты Института истории и международных отношений.

Первым выступил первокурсник ИИиМО Пётр Федосов с докладом «Литературное наследие Н.Г. Чернышевского глазами учёных-филологов СГУ». В своём исследовании студент опирался на трёх выдающихся учёных и их работы: «Н.Г. Чернышевский (критико-биографический очерк)» Е.И. Покусаева, «Н.Г. Чернышевский. Научная биография» А.А. Демченко и «Художественные произведения Н.Г. Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости» А.П. Скафтымова.

Пётр напомнил слушателям о литературной деятельности Н.Г. Чернышевского. После этого он приступил к основной части своего доклада. Первым, кого студент исследовал, стал Евграф Иванович Покусаев. Учёный, основываясь на цитатах Николая Гавриловича и других источников, рассматривал формирование литературных взглядов Чернышевского, его мнение относительно литературы: «Чернышевский ратует за глубоко идейную, реалистическую литературу, изображающую жизнь в её существенных закономерностях. Чрезвычайно важна мысль, что художник может выразить основные тенденции действительности в “преднамеренной” форме, в “заострённом”, как бы мы теперь сказали, образе или сюжете, не имеющем прямого, видимого соответствия в жизни. Реалистическая правда произведения от этого не только не пострадает, но и выиграет. Художественное произведение, оставаясь в области искусства, приобретёт, говорит Чернышевский, “значение научное”, то есть глубоко проникнет в содержание и смысл изображаемых явлений жизни и получит огромную силу воспитательного воздействия».

Автор также комментирует литературную деятельность Чернышевского, говоря об актуальности и остроте его произведений. «Адольф Андреевич Демченко в своей работе представляет нам подробную научную биографию Чернышевского. Подробно рассмотрены обстоятельства женитьбы, дружеские связи, учительская служба во втором кадетском корпусе, биографические подробности защиты магистерской диссертации “Эстетические отношения искусства к действительности”, особое внимание уделено участию в редактировании “Современника” и “Военного сборника”. Эта книга выделяется пристальным вниманиям к предпосылкам формирования взглядов, отражённых в произведениях писателя. Так, например, начинается она с рассказа о семье Чернышевского и заканчивается рассказом о письме другу Николая Гавриловича – Добролюбову», – отметил Пётр Федосов. Студент заострил внимание слушателей на третьей личности – Скафтымове. Пётр подчеркнул, что Александр Павлович в своей работе много внимания уделяет главному произведению Николая Гавриловича, написанному в Петропавловской крепости – роману “Что делать?”».

Со вторым докладом «Евгеньев-Максимов и музей Н.Г. Чернышевского» выступил студент 3 курса ИИиМО Александр Орлов. Выступающий напомнил, что во время Великой Отечественной войны в наш университет был эвакуирован Ленинградский университет. Профессор ЛГУ Владислав Евгеньев-Максимов внёс большой вклад в работу музея. После первого знакомства с усадьбой учёный захотел там работать. «Евгеньев-Максимов занял должность заместителя директора по научной части и оставался на этом посту до своего возвращения в Ленинград летом в 1944 году. Владислав Евгеньевич стал настоящей “душой” дома-музея Чернышевского. Он блестяще организовал научную, краеведческую и массовую работу, проводил интересные заседания, давал ценные советы молодым сотрудникам», – подчеркнул выступающий. Кроме того, профессор вёл экскурсии и внёс огромный вклад в проводимую в музее культурно-просветительскую и пропагандистскую работу. Докладчик подытожил свою работу фразой: «Нина Николаевна Чернышевская утверждала, что 1942-1944 годы, когда здесь работал В.Е. Евгеньев-Максимов – это один из самых ярких, наиболее творческих периодов в истории работы Дома-музея».

Завершил круглый стол доклад второкурсницы ИИиМО Алины Попоновой. Работа была посвящена саратовскому исследователю И.В. Пороху, который посвящал свои труды Н.Г. Чернышевскому. В связи с глубоким изучением творчества Н.Г. Чернышевского у Пороха появились работы: «А.И. Герцен, его взгляды и деятельность, его корреспонденты, взаимоотношения с Н.Г. Чернышевским». В 1963 году учёный выпускает монографию «Герцен и Чернышевский». И.В. Порох поставил перед собой две задачи: проследить взаимоотношения А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского на всём протяжении их жизненного пути, определить влияние, которое оказали оба мыслителя на идейную жизнь России XIX века. Кроме того, учёный собрал и проанализировал весь материал, касающийся личных взаимоотношений литературных деятелей. И.В. Порох также принимал участие в работе редколлегии учреждённого в 1958 году сборника «Н.Г. Чернышевский: статьи, исследования, материалы».

После каждого доклада участники круглого стола задавали уточняющие вопросы или давали молодым учёным советы для дальнейшего изучения их тем.

«Заря молодежи» по материалам пресс-службы СГУ

Поддержите проект

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: