«Навстречу экофоруму «Рио+20»

С 22 по 26 июня этого года в Рио-де-Жанейро пройдет Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20». По данным МИД Бразилии, в работе этого юбилейного форума примут участие от 100 до 120 глав государств со всего мира. Согласно предварительному варианту декларации, основными темами дискуссии «Рио+20» должны стать вопросы устойчивого развития в экономической и социальной сферах, а также в области защиты окружающей среды.
20 лет я старательно трудилась над воплощением в жизнь «Повестки дня на XXI век» – рекомендаций предыдущего экофорума: «Рио-92». По ходу дела моими деловыми партнерами и коллегами в разное время были:

 

Татьяна Васильевна ПотаповаТатьяна Васильевна Потапова
Ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук, НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, МГУ им. М.В. Ломоносова.
Член Центрального совета Всероссийского общества охраны природы.

1992-1995 г.г. – Ученые и педагоги НЦБИ Пущино-на-Оке. Делегации специалистов по Образования в Области Окружающей Среды из США и Великобритании. Минэкологии РФ. Ученые, экологи и педагоги Москвы и Сыктывкара. Ассоциация «Женщины и экология». Департамент образования и культуры Юнеско. СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию). Японский WWF. Минобразования РФ. Фонд ИСАР.
1995-1998 г.г. – Госдума РФ. Минэкологии РФ. Центральный совет ВООП. Международный независимый эколого-политологический университет. Управление образования г. Москвы. Детский сад №1901 г. Москвы. Фонд ИСАР.
1998-2002 г.г. – Президиум НТС Госкомэкологии России. Президиум ЦС ВООП. Детский сад №1901 г. Москвы. Региональные отделения ВООП: Архангельское, Башкирское, Вологодское, Иркутское. Фонд Ролана Быкова. Благотворительный фонд «Местные инициативы». МОО «Женщины в науке и образовании».
2003-2007 г.г – Администрация г. Королев Московской обл. Президиум ЦС ВООП. Детский сад №1901 г. Москвы. Региональные отделения ВООП: Архангельское, Вологодское, Нижегородское, Татарское. Дом научно-технического творчества молодежи (г.Москва). МОО «Женщины в науке и образовании». Ассоциация молодежных инициатив. НИА-ПРИРОДА. Детский сад №1901 г. Москвы. Детский сад №403 г. Москвы. Московские студенты и школьники.
2007-2012 г.г. Центральный совет ВООП. МОО «ЖНО». Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию». Российский «Зеленый Крест». ТЦ «СФЕРА». Клуб ученых МГУ. Летний лагерь отдыха детей МГУ «Звездный». Ботанический сад МГУ. СШ №1004 г. Москвы Детский сад №1820 г. Москвы. Межпарламентский комитет СНГ. Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства г. Москвы
Моя деятельность отвечала требованиям «Повестки дня на XXI век», изложенным в нескольких главах: 24 – «Роль женщин»; 25 – «Роль детей и молодежи»; 27 – «Сотрудничество с неправительственными организациями»; 28 – «Местные власти»; 29 – «Трудящиеся и профсоюзы»; 30 – «Деловые и промышленные круги»; 31 – «Научные и технические круги»; 33 – «Финансирование»; 36 – «Просвещение, подготовка кадров и информирование населения»; 38 – «Организационные меры»; 40 – «Информация для принятия решений». Плоды этих трудов отражены в 70 публикациях и обсуждены на 50 конференциях.
Все было интересно и увлекательно. Сухой остаток можно сформулировать просто: чтобы жить в гармонии с природой, не останавливая развития науки и техники, значительная часть человечества (и в первую очередь – лица, принимающие ответственные управленческие решения!) должна включить в свой внутренний мир ценность единства с природой как лично значимую категорию. Единственный реальный путь устойчивого развития человечества – ограничение потребления материальных ресурсов планеты Земля и производства отходов, делающих малопригодными для жизни человека и других живых организмов состав почвы, воздуха и воды.
Жить по таким правилам могут только люди с развитым мышлением и готовностью к сотрудничеству, признающие безусловную ценность Природы, существующей по своим законам, не подвластным воле и желаниям людей. Современная наука утверждает, что основы именно такого развития личности можно заложить в дошкольном детстве. Однако в наши дни это не происходит само собой между делом в суете будней. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам следует найти время и силы и позаботиться о том, чтобы дети 4-6 лет получили опыт наглядного восприятия природных закономерностей и путем речевого общения с любящими наставниками закрепили ценность Природы в своем развивающемся мышлении.
С 2009 г. я руковожу городской экспериментальной площадки по теме «Детский сад — эталон экологической культуры»  на базе д/с № 1820 г. Москвы. Специалисты и родители с детьми д/с № 1820 принимают участие в акциях «Деревья рядом с нами» и в Фестивалях науки в МГУ, в программе «Исследования природы вместе с детьми». Ученые встречаются с детьми, помогают создавать на участке детского сада уголок леса, просвещают педагогов и родителей. Результаты нашей экспериментальной работы представлены в виде 9 публикаций в сборнике материалов XIX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» [www.mce.ru]. Подготовка к конференции выявила чрезвычайно важную проблему: отставание развития языковых способностей и мышления у многих малышей по сравнению с тем, что было совсем недавно.
В середине XIXв. наш великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Пусть школа, точно так же, как и медик, не забывает, что она не может дать человеку жизненных сил; а может только устранить препятствия для правильного развития этих сил и предложить здоровую и полезную пищу вместо вредной». Можно ломать голову и страстно спорить о том, что именно вредит развитию детей в XXI в., но мы решили попробовать на деле помочь малышам – воспитанникам экспериментальных групп. За основу приняли совет Ушинского: «Если же внимание ребенка слабо, речь его очень отрывиста и бессвязна, выговор слов плох, то лучше, не начиная методического обучения, подготовляйте его к нему беседой о предметах, окружающих дитя или изображенных на картинках…». Поскольку тема нашего эксперимента «Детский сад – эталон экологической культуры», то материалом для бесед с детьми мы сделали тексты и картинки двух авторских пособий: «Экологическая азбука» и «Где мы были, что мы видели».
В конце прошлого века мы создали книгу «Экологическая азбука для детей и подростков». Книга получила диплом Фестиваля «Дети и экология – XXI век». Мы обсуждали  в ней экологические проблемы прямо с самими детьми разного возраста. В том числе, мы познакомили детей с термином «устойчивое развитие» и объяснили, как готовить себя к устойчивой жизни в мире экологических проблем: учиться РЕШАТЬ проблемы. В начале нынешнего века от большой книги произошли две маленьких, которых типографским способом издать до сих пор не удалось, но в рукописном виде они успешно использовались в моих экспериментах с детскими садами. В новогодние каникулы 2012 г. с рукописными книгами произошла еще одна метаморфоза: я оснастила их большим числом картинок, выловленных в Интернете, и предложила для апробации специалистам двух московских детских садов и нескольким семьям с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Современная наука выделяет несколько стадий в развития языковых способностей человека. От рождения и до 3 лет ребенок устанавливает словесный контакт с близкими людьми, обучается строить предложения. Далее до школы дети овладевают большим объемом языковых средств, обучаются составлять рассказы по картинкам. Характерная черта дошкольной стадии развития (возраста «почемучек») – использование языка для получения знаний о мире. В этот период ребенок учится выражать свои мысли при помощи языка и использовать язык как подспорье для мышления. Для нормального развития языковых способностей, конечно, нужно здоровое и полноценное развитие органической базы мышления: мозга ребенка с его миллиардами нейронов и связей между ними, которые устанавливаются по законам природы от рождения до 10-12 лет. Но одной этой базы недостаточно: необходимо полноценное общение с наставниками – носителями языка и мышления. Ребенка не нужно заставлять учиться языку и мышлению: дети приходят в мир с желанием обнаружить знаки и символы, интерпретировать все вокруг. У ребенка есть внутренняя потребность слышать и понимать речь, узнавать названия предметов и явлений, чтобы впоследствии использовать символы вместо предметов в работе мышления. Для реализации этой потребности детям нужна помощь и поддержка.
Если очень постараться, то вполне реально в 2012 г. осуществить в разных регионах своими силами следующие планы:
(1) занятия с детьми по развитию языковых способностей и мышления в контексте усвоения основ экологической культуры);
(2) детские семинары к Дню Защиты окружающей среды (5 июня);
(3) исследования природы вместе с детьми;
(4) детские конференции в рамках VII Фестиваля науки (октябрь 2012 г.);
(5) обсуждение итогов работы на XX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование» (конец января – начало февраля 2013 г., Пущино-на-Оке).
Информацию, полезную для организации такой работы, можно найти на Web – сайтах «Ученые–детям»  и «Детские проекты».

Основные публикации по теме:
1.    К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова, Н.Г. Рыбальский, О.Ю.Цитцер.  «Экологическая азбука для детей и подростков». М. Изд-во МНЭПУ, 1995. – 164 стр.
2.    Т.В. Потапова. (редактор–составитель ). «Вместе со всей планетой. Научно-практические рекомендации по эколого-образовательной работе за рамками стандартных учебных программ». // Пущино. ОНТИ НЦБИ, 1995. – 118с.
3.    К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. «Концепция экологического воспитания дошкольников» // Мир психологии. 1997. №1. Стр. 75-84.
4.    Т.В. Потапова. 1997. «Перспективы использования результатов НИР Минприроды РФ в эколого- воспитательной работе с малышами и в организации такой работы». // Материалы регионального (Европейская часть России) совещания «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях» (21-22 ноября 1995 г. Москва). М. КМК Scientific Press. Стр. 17-25.
5.    Т.В. Потапова. 1998. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях». // Материалы Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях» (19-20 ноября 1997 г. Москва). М. КМК Scientific Press. Стр. 3.
6.    Т.В. Потапова и др. 1998. «НАДЕЖДА (Программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека». Пущино. ОНТИ НЦБИ.
7.    Т.В. Потапова. 1998. «Проект назывался «МАЛЫШИ И НЯНЬКИ». // Сб. «Сила движения»: информационно-методический сборник по итогам программы поддержки российских экологических НПО «Семена демократии». М. С.150.
8.    Т.В. Потапова. 1999. «Развитие форм и методов экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе». // Материалы Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе «, (2-3 декабря 1999 г. Москва). М. КМК Scientific Press. Стр. 3-8.
9.    Л.С. Журавлева, М.К. Титова, Т.В. Потапова. 1999. «Организация эксперимента по теме «Детский сад — эталон экологической культуры» на базе типового ДОУ». // Материалы Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе «, 2-3 декабря 1999 г. Москва). М. КМК Scientific Press. стр. 159-161.
10.     И.Ф. Баришпол, Л.В. Баль, Л.С. Журавлева, Т.В. Потапова, О.Ю. Цитцер и Л.Т. Шикина. 2000. «Концепция «Детский сад – эталон экологической культуры». // Сборник «Детский сад – эталон экологической культуры». Часть I. М. КМК Scientific Press. Стр. 21-29.
11.     Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. 2002. «Повестка дня на 21 век для дошкольных образовательных учреждений». // Управление ДОУ. №3. Стр.108-118.
12.     Т.В. Потапова. 2002. «Экологическая культура в семье и детском саду». // Управление ДОУ. №5. Стр.115-118.
13.    Т.В. Потапова (редактор-составитель). Сб. «Детский сад – эталон экологической культуры». М. РЭФИА, 2003. – 300 стр.
14.    Т.В. Потапова. «Секрет зеленого листа. Методические рекомендации по исследованию качества природной среды». М. РЭФИА, 2004.
15.    Т.В. Потапова. 2005. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе». Материалы V Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе «, (25-26 ноября 2003 г. Москва). М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2005.-184 с.
16.    Т. В. Потапова. «Образование для устойчивого развития в детском саду». М.: НИА-Природа, 2006. — 72 с.
17.    Потапова Т.В.. 2011. «Приобщение дошкольников к идее устойчивости взаимодействий человека и природы» // «БИОСФЕРА-ПОЧВЫ-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: УСТОЙЧИВОСТЬ И РАЗВИТИЕ: Материалы  Всероссийской  научной конференции, посвященной 80-летию профессора А.Н. Тюрюканова. – М.: Фонд «Инфосфера» — НИА-Природа, 2011. Стр.322-331.
18.    Потапова Т. В. «Эксперимент в детском саду: век XXI»// Материалы XVII Международной конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (29-30 июня 2011 г., Москва).
19.    Web – сайт «Ученые–детям» [http//:kids.genebee.msu.ru]
20.    Web – сайт «Детские проекты» [http//:www.kidworks.ru]

Полезное