Я выбираю журфак

Я выбираю журфак

В российских вузах идет приёмная кампания. Традиционно высоким остается интерес абитуриентов к направлению «Журналистика». В СГУ за три недели с 20 июня по 7 июля на 14 бюджетных мест бакалавриата  было подано 148 заявлений.

Мы решили поинтересоваться у будущих студентов, какой они представляют себе избранную профессию.

#Абитуриент выбирает #журфак

Абитуриентка ИФиЖ Валерия рассказала, что привлекает её в работе журналиста: «Мне кажется, что это будет интересным направлением для меня. Там я реализую свой творческий потенциал. Я вижу себя успешным журналистом, потому что мне действительно интересна эта профессия. Мне интересно общаться с людьми, интересно узнавать у них что-то. Возможно, я хотела бы работать в жанрах, связанных с путешествиями, поездками». К слову, после выхода в эфир телепрограммы «Орел и решка» тревел-журналистика стала одним из самых популярных направлений в профессии.

Другое направление, которое не теряет актуальности, – спортивная журналистика. «Меня привлекает спортивная журналистика. Я занимался футболом, и мне нравится работа эксперта в области спорта. Я хотел бы стать комментатором. К тому же, журналистика достаточно интересное направление. Вообще, я думал работать на «Матч ТВ» в будущем», – объясняет свой интерес к данному направлению журналистики абитуриент ИФиЖ Игорь.

Кроме этого, традиционно многие поступающие хотят связать свою жизнь с тележурналистикой: «Считаю, что эта профессия очень разносторонняя, интересная, – делится своими планами Евгения, – мне нравится общаться с людьми. Думаю, у меня получится. Возможно, хочу стать телеведущей».

Что касается меня, я выбрала именно эту профессию после успешной учёбы в Школе юного журналиста СГУ. Через год, когда я закончу обучение в ИФиЖ, мне хотелось бы найти работу в информационном агентстве или в пресс-службе.

 

Популярность «Журналистики» в ИФиЖ СГУ не случайна. Среди выпускников университета журналисты, вошедшие в историю региональной и российской журналистики. Среди них можно назвать председателя Саратовского регионального отделения Союза журналистов России Л.Н. Златогорскую, главного редактора газеты «Заря молодежи» в 80-е годы Е.М. Музалевского, журналиста телеканалов  «ТНТ-Саратов» и «Россия», автора документальных фильмов «Дорога к Сталинграду» и «Спасатель» А.Н. Зорина и многих других. Важную роль в их профессиональном успехе сыграл филологический факультет СГУ.

А. Н. ЗоринАртём Николаевич Зорин поделился с нами воспоминаниями о своей учёбе и работе в качестве журналиста: «Я работал как критик в журнале «Рампа», на телевидении, в редакции. Как критику мне очень помогли занятия по театроведению. Я не учился на дополнительной специальности «журналистика», я был педагогом. Периодически у нас были семинары, посвященные журналистике, истории критики. Самое трудное в журналистике – это научить человека писать, создавать тексты оригинальные. Сам процесс написания курсовых, семинарских, исследование критических текстов, я думаю, был очень мощным подспорьем. Потом, мы очень увлекались театром, театральными постановками, написанием сценариев. Когда я пришёл работать на телевидение, мне было немножко легче. Потому что даже сценарии праздников, хлестаковских фестивалей, выступлений КВН, – это тоже был опыт. Не могу сказать, что он был постоянным журналистским шлифованием, но практически всё, что мы делали, чем увлекались, – все это было хорошим активом для того, чем мне потом пришлось заниматься в связи с журналистикой».

#Бакалавриат: творческие испытания

Для поступления на направление «Журналистика» в большинстве вузов предлагается пройти творческое испытание. Его цель – выявить у абитуриентов творческие способности, познания, а также личные качества, необходимые для овладения профессией журналиста.

Творческий конкурс в Институте филологии и журналистики #СГУ состоит из двух туров. Сначала абитуриенты пишут тест, который состоит из трёх частей. Первая часть включает в себя 20 заданий, в которых нужно выбрать из предложенных вариантов ответов один или несколько правильных. Вопросы посвящены истории, географии России, политическим и культурным событиям, русской литературе, мировой художественной культуре, а также вопросам, связанным со сферой СМИ. На вопросы второй части теста поступающий должен сформулировать ответы самостоятельно. В заключительной части необходимо написать публицистическое эссе на одну из предложенных тем.

Во втором туре творческого конкурса абитуриенты-журналисты проходят собеседование. Каждый поступающий должен вытянуть билет с темой, которую он после подготовки обсуждает с экзаменатором. В ходе собеседования экзаменатор также задаёт дополнительные и уточняющие вопросы. Темы собеседования связаны с журналистикой и ролью современных СМИ. Помимо этого, абитуриенты могут предоставить приемной комиссии свое творческое портфолио. В него могут быть включены журналистские публикации, опубликованные в СМИ, рекомендации от редакций, сертификаты о прохождении журналистских курсов, награды гуманитарных конкурсов.

Дополнительные баллы абитуриент может получить за индивидуальные достижения. К ним относятся, в частности, золотой знак ГТО, аттестат или диплом с отличием, золотая или серебряная медаль за окончание среднего полного образования. Максимальная оценка за индивидуальные достижения составляет 2 или 3 балла.

Поступая на факультет журналистики в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, выпускники школ пишут сочинение на одну из предложенных тем. Темы связаны с курсами русской литературы и истории. Журналистов готовит НИУ «Высшая школа экономики», где творческий конкурс состоит из двух туров.  Первый тур – это написание сочинения в одном из журналистских жанров. Работа выполняется на компьютере в аудитории. Во время написания материала абитуриент имеет право пользоваться любыми информационными источниками сети Интернет, кроме сервисов передачи данных. Второй тур – собеседование, во время которого затрагиваются вопросы современной политики, социальной и культурной жизни. Абитуриенты Московского государственного лингвистического университета отвечают на тестовые вопросы, которые проверяют широту кругозора и наличие основных знаний поступающих о журналистике. В тест включена творческая письменная работа. Экзамен профессиональной направленности на направление «Журналистика» в  Российский государственный гуманитарный университет представляет собой письменный анализ художественного или литературно-критического текста.

Творческий конкурс в Санкт-Петербургский государственный университет включает в себя две части: письменную и устную. В письменной части поступающим необходимо написать небольшое эссе на одну из предложенных тем. Устной частью является обсуждение с экзаменатором вопросов, касающихся личности человека, общества, сфер политики, экономики, права. Творческое испытание в Ленинградский университет также проходит в два этапа. Первый этап – публицистическое эссе, второй этап – собеседование. Тематика как письменной, так и устной части, связана с профессией журналиста.

В Новосибирском государственном университете профессиональное испытание проходит в течение двух дней. В первый день выпускники поступающие пишут эссе, которое на следующий день абитуриент обсуждает на устном экзамене с комиссией. Кроме этого, на собеседовании анализируется текст из современного печатного издания, задаются вопросы о современных СМИ и профессии журналиста. При поступлении на факультет журналистики Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина абитуриенты проходят творческий конкурс, состоящий из трех обязательных этапов: оценки творческого портфолио, написания сочинения и собеседования. На первом этапе самым высоким количеством баллов оцениваются материалы в разных журналистских жанрах, имеющие хорошо выраженную авторскую позицию и значительный общественный резонанс. Обязательно наличие творческого досье и для поступления в Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. Сам творческий конкурс состоит из написания журналистского материала и собеседования по творческому досье.

В некоторых вузах творческое испытание проводится только в письменной, либо только в устной форме. В Астраханском государственном университете в качестве профессионального экзамена проводится только собеседование, в ходе которого выясняются знания абитуриента о современных СМИ, его кругозор и заинтересованность в получении профессии журналиста. В Омском государственном университете имени Ф.М. Достоевского творческий экзамен ограничивается написанием эссе на одну из пяти предложенных тем.

Творческий конкурс – сложный для большинства абитуриентов экзамен. Накануне его проведения большинство поступающих волнуется едва ли не сильнее, чем перед экзаменами ЕГЭ. Однако, творческий конкурс  — это еще и увлекательная беседа с преподавателем. Абитуриентка ИФиЖ Виктория поделилась своими впечатлениями от написания теста и прохождения собеседования: «Я была в сильном напряжении – а вдруг не сдам! Но как оказалось, я зря переживала. И с сочинением справилась, и ответы на общие вопросы знала. Гораздо интереснее было собеседование. Пришла на него с такой пухлой папочкой, в которой, как мне кажется, было всё-всё-всё ещё с детского сада. Боялась, что забуду все слова и ничего не расскажу. Оказалось, это не так. Рассказала все, что знала. Откуда-то и даты первой печатной российской газеты вспомнила, и какие наши классики были журналистами, хотя в школе мы даже не изучали этот вопрос. В общем, разговор строился легко и приятно».

 

Подслушано на журфаке

Как правило, абитуриенты направления «Журналистика» имеют широкий кругозор, хорошо разбираются в гуманитарных предметах и неплохо владеют русским языком. Однако и у них встречаются забавные описки и оговорки. Мы составили подборку таких высказываний, обнаруженных нами на просторах сети Интернет:

 

Будто дай нам сенсацию, и мы будем сыты, обдумывая её, как собака кость.

Слово давно перестало быть воробьём.

В современном мире журналист играет роль посредника между событием и человеком.

Мы заснули таким крепким сном, что снова наступили на те же самые грабли.

Сжимает грудь и встаёт сердце в горле комом.

Автор не зря назван художником-баталистом. Каждое сражение с его помощью превращается в баталию.

Говоря о теме чести, не имеет смысла анализировать произведения Пушкина и Лермонтова. И так ясно, что они, люди дворянского происхождения, затрагивали эту тему в своих произведениях.

В лицейский период жизнь Пушкину казалась весёлой и беспроблемной, а уже после лицея он понял, что это не так.

Пушкин верит в светлое будущее России и понимает, что его юность прошла, и пора как-то проявить себя.

«Воздвиг я памятник нерукотворный, к нему не зарастёт народная трава…»

Увидев реальную картину деревенской жизни, Пушкин невольно начинает переход от романтизма к реализму.

Катерина была единственным живым человеком в этом городе, а остальные давно уже умерли.

Когда же Базаров понял, что полюбил, то стал очень сильно переживать. Он постоянно волновался, и от этого у него тряслись руки. Когда же у хирурга трясутся руки, то он кончает работать. Базаров это понимал, для него это было просто трагедией. Он убежал в лес…

Но самую жгучую страсть Базаров питал к теории нигилизма.

Жизненным предназначением М.Е. Салтыкова-Щедрина было донесение до народных масс всего того, что происходит вокруг: несправедливости, лицемерия, подлости и непонимания людьми друг друга.

А тот факт, что Иван Бездомный купался в Москве-реке, говорит о еще хорошей экологии города.

В СГУ идет прием в магистратуру по направлению "Журналистика"

#Магистратура

Направление «#Журналистика» – это не только бакалавриат, но и магистратура.

Например, в ИФиЖ СГУ по направлению «Журналистика» есть магистерская программа «Системы управления средствами массовой информации и коммуникации». А в магистратуре факультета журналистики МГУ обучают студентов по программам «Телевизионная журналистика», «Стратегические коммуникации», «Теория и технологии современной журналистики», «Теория и экономика цифровых медиа», «Медиакоммуникации в международных отношениях».

Магистратура нужна для построения удачной карьеры, возможности сразу после окончания университета занимать руководящие должности в издательствах и редакциях, дальнейшей реализации в науке и педагогической деятельности. Магистерские программы позволяют студенту углубить свои знания в теории и истории журналистики, получить знания в более узкой специализации в сфере журналистики и медиа. Кроме того, по статистике, при первом устройстве на работу магистрам предлагается большая, чем бакалаврам, зарплата.

 

Екатерина Олифер

Поддержите проект

Полезное