Добродетель… и немножко грустно

перед нами - классический любовный треугольник: женщина, её муж - Зверь и любовник - Человек

Проблема, которую ставит перед собой итальянский драматург Луиджи Пиранделло и муниципальный театр «Версия» (режиссёр -Виктор Сергиенко) в спектакле «Человек, зверь и добродетель», вынесена в заглавие. Понятно, что перед нами — классический любовный треугольник: женщина, её муж — Зверь и любовник — Человек (обратите внимание на акценты!). Ну, а поскольку театр достаточно прямолинеен, несмотря на недомолвки в диалогах, очень быстро выясняется, что прекрасной даме предстоит решить важную нравственную проблему: как стать счастливой, не нарушая при этом норм морали. Хотя бы сделать вид, что ничего позорного не происходит, ведь, в сущности, ситуация тривиальная. Но сделать это нужно как можно деликатнее, — ведь добродетель — понятие общественное.
Поэтому, я считаю, что понятие о добродетели — и есть то искомое, что предстоит найти и создателям спектакля, и зрителям. Поймать эту редкую ныне, диковинную птицу или просто попытаться сказать о ней. Думаю, что театр достойно справился с той задачей.
Кстати, знаете, за что итальянский драматург получил Нобелевскую премию? За «творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства». Это было ещё в ещё в 1934 году, однако пьесы Пиранделло остаются востребованными и двадцать лет назад, и сейчас, и, наверное, будут таковыми во все времена.
Решает непростую психологическую проблему замечательный Человек (Андрей Ханжов) — профессор Паолино. Красивый, добрый, любящий и талантливый: он даёт уроки, в свободное время играет на саксофоне, танцует и может даже развлечь общество фокусами; при этом Человек прекрасно понимает, что желаннее прекрасной синьоры Переллы (Евгения Смирнова) для него — Свобода: сковывать себя узами брака он вовсе не собирается, оставаясь «свободным художником» во всех смыслах слова…
Только одна маленькая незадача: от него ждёт ребёнка синьора Перелла, и может случиться скандал: ведь она известна в обществе как заботливая мать и добродетельная супруга. А кто же у нас муж? Капитан дальнего плавания синьор Перелла (Игорь Абрамович). Разумеется, он — полная противоположность Человеку — бабник, пьяница и дебошир… которого так страшно потерять! Вот он, парадокс — любимый жанр главного режиссёра «Версии» Виктора Владимировича Сергиенко, поставившего давнюю пьесу Пиранделло. А вы попробуйте-ка найти разумное решение!
Как говорится, медицина здесь бессильна. Но Профессор не сдаётся. Он прибегает к помощи Аптекаря (Владимир Кабанов) и его брата Доктора (Владимир Смирнов). Последний искренне не понимает, как может наука вернуть беспутного синьора Перелло в лоно семьи. Но ум хорошо, а три лучше — и Профессору приносят тортик, в который якобы подмешано некое снадобье, и, отведав кусочек лакомства, муж воспылает страстью к забытой супруге.
Тортик, цветы, нарядное платье — всем известные атрибуты праздника: муж приехал! А добродетель плачет: в своём первозданном виде она не нужна, и ей предлагают рядиться как уличной женщине, чтобы «сагитировать» неверного Перелло. Но добродетель слишком чиста и под маской порока; недаром влюблённый в героиню Профессор восклицает: «Ах ты, моя святая! И пошлость тут как тут, она неотвязно следует за белоснежной добродетелью… И боюсь, как и сто лет назад, торжествует. Увы, времена сейчас отнюдь не пуританские, мораль никому не нужна. В обществе царствуют «звери» — светские «львы» и «львицы», и даже «акулы пера», — оно развращено. Можно много разглагольствовать по поводу морали и добродетели, что, собственно, и делает Профессор… А какой пример подрастающему поколению? Да что там, они взрослеют быстро, и вскоре отменят все эти «18+».
Оттого и кажется: добродетель — это нечто удивительное, хрупкое, прекрасное, это чудо — как нежная мелодия флейты, белое платье, похожее на оперение голубки, и трогательные цветы на залитом утреннем солнцем окне…
Общее ощущение от спектакля — праздник! Талантливые актёры, живая музыка, юмор… Прекрасно работает весь актерский ансамбль (Хочется отметить роли Экономки Профессора (Анна Мельникова), Служанки семьи Перелло (Татьяна Чупикова), а также молодёжь — Студентов (Александр Демидов и Александр Овчинников) и мальчика Ноно (Элина Сорокина)

 

Анна Морковина

Поддержите проект

Полезное