Снежные ягоды в память о мастере

Снежные ягоды в память о мастере

Как много важного приходит к нам случайно… Из беседы по интернету с выпускником Саратовского театрального училища, живущим ныне в Германии, я узнала имя Дмитрия Александровича Лядова. Мастера — так студенты театралы называют своего педагога по мастерству актёра — со дня рождения которого 21 февраля исполняется 100 лет.

Театральное искусство — древнейшее, столь важное для формирования души, мировоззрения человека — сиюминутно. Накал страстей, буря эмоций в течение двух-трёх часов — и, не будучи записанным на плёнку, спектакль остаётся лишь в памяти зрителей. А оттуда со временем стираются, вымываются редчайшие, драгоценные крохи, составляющие нас с вами.
Но, к счастью, остаются воспоминания близких и родных, фотографии и документы, памятник, в конце концов. Памятник на могиле Дмитрия Александровича Лядова (1918-1978) на Еврейском кладбище Саратова сейчас засыпан огромным слоем снега. Рядом — скамеечка, две раскидистые берёзы, посаженные женой и сыном, и куст снежных ягод — снежника.
На здании, где располагалось театральное училище (теперь там располагается часть духовной семинарии с библиотекой), помещена мемориальная доска, гласящая, что театральную науку постигал здесь Олег Иванович Янковский, знаменитый театральный и киноартист. Один из учеников Дмитрия Александровича. Другой знаменитый выпускник талантливого педагога — Владимир Конкин, живущий ныне в Москве. В столице же работает актриса Виолетта Стекольщикова, в Волгограде — Светлана Кленина, в Гамбурге — Юрий Шрадер (Лошадкин)… В Саратове прославились артисты драматического театра Валентина Федотова и Людмила Гришина. Сейчас, разбросанные по всему миру, выпускники Дим Саныча (так называли любимого педагога его ученики) вспоминают свои первые уроки по мастерству актёра, истории театра, сценической речи… А также вспоминают другие уроки — доброты, дружбы, соучастия, которые преподнёс им Дмитрий Лядов. Человек, беззаветно преданный своей профессии, перенеся два инфаркта, ушёл из жизни, не доведя свой последний курс до дипломных спектаклей. Ему было всего шестьдесят лет.
Молодежь сейчас определяет значимость, успешность личности по наличию на престижном сайте. Биография Дмитрия Лядова есть на многих интернет-порталах, например, «Кино-театр.ру», сайтах Саратовской областной научной библиотеки и, конечно, консерватории. Есть и ещё один источник — виртуальное генеалогическое древо, «выращенное» внучкой Дмитрия Александровича — Еленой Михель (Лядовой), ныне живущей с семьей в Одессе — на родине своего знаменитого деда.
Будущий заслуженный артист РСФСР был потомственным театралом. Его отец служил в Одесском русском драматическом театре, в архиве которого можно найти афиши с его именем и ролями. Отец не прочил сыну творческой карьеры и отдал его в ФЗУ. Но ученик печатника Дмитрий Лядов всё-таки окончил Одесское театральное училище и, начав с небольших ролей, поступил на службу в Самарский театр драмы. Оттуда в 1939 году был призван в ряды РККА.
В годы Великой Отечественной войны шла уже иная служба: до 1947 года на Дальнем Востоке в созданном генералом Г.К. Жуковым Дальневосточном театре Красной Армии и ансамбле песни и пляски под руководством И. Моисеева. Вместе с любимой женой Любовью Вацлавовной (она была родом из Томска) гастролировали и в Монголии, где родился единственный сын Александр. Итогом военных лет стало несколько наград, в том числе орден Красной Звезды.

После демобилизации работал до 1958 года в Томском драмтеатре, где сыграл множество ролей, всякий раз, перевоплощаясь, создавал совершенно непохожий на остальные художественный образ. Целая вереница сценических образов, совершенно непохожих друг на друга -Дьего, Ибрагим, Нехлюдов… Он был весьма разноплановым — и комедийным, и драматическим — актёром, любил гримироваться менять облик, не повторяться рисунком ролей. На счету Д.А. Лядова Тихон из «Грозы» и Мурзавецкий из «Талантов и поклонников» А.Н. Островского, Петя Трофимов из «Вишнёвого сада» и Андрей Прозоров из «Вишнёвого сада» А.П. Чехова, Юродивый из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, Неизвестный из «Маскарада» М.Ю. Лермонтова и многие другие.

У сына, Александра Дмитриевича, в Саратове хранится старый фотоальбом, листая который, чувствуешь, с каким удовольствием Лядов-старший предавался работе над ролью. Часть черно-белых снимков раскрашены, чтобы ярче представлять впоследствии наиболее любимые роли.
Приехав в Саратов, Дмитрий Александрович некоторое время режиссировал спектакли в драмтеатре им. К. Маркса, занимал в 1964-1965 гг. должность главного режиссёра. Им было поставлено примерно 25 спектаклей — по произведениям В. Шекспира, И. Шоу, Б. Брехта, П.-О. Бомарше, Н. Хикмета, А. Арбузова, В. Розова, Л. Жуховицкого и других. Актёром становился изредка, чаще — заменяя заболевшего коллегу. Любовь Лядова играла в театре и была диктором радио, их семью хорошо знали в нашем городе. Правда, актёрами потомки не стали, но свою принадлежность к театральной династии прекрасно осознают и гордятся ею.
Последние годы, когда здоровье не позволило выкладываться на сцене, Дмитрий Александрович полностью ушёл на преподавательскую работу в театральное училище. Он любил, пестовал своих учеников, а они платили ему взаимностью.

Мастерская Дмитрия Лядова (1972)
Мастерская Дмитрия Лядова (1972). Фото с сайта Театрального института Саратовской государтвенной консерватории им. Л.В. Собинова

Последний курс давался мастеру тяжело. Ребята поступили учиться славные, одарённые, они ставили «Коварство и любовь» В. Шиллера, «Безымянную звезду» М. Себастиана, «Маленькую студентку» Н. Погодина. В начале марта 1978 года широко было отмечено 60-летие заслуженного артиста РСФСР Д.А. Лядова, его чествовали, присылали поздравительные адреса и телеграммы… Но, увы, замечательный педагог ушёл из жизни  перед самым новым годом, так и не увидев премьерных дипломных спектаклей своего курса.

Ребят подхватили Р.И. Белякова с Г.П. Банниковым и А.Г. Галко, и дипломы молодым актёрам вручили уже другие преподаватели.
Весной 1979 года в областной молодёжной газете «Заря молодёжи» была опубликована небольшая заметка студента Дмитрия Александровича -Юрия Лошадкина «Уроки доброты». Читая её сейчас, понимаешь: Мастер научил ребят самому главному. Наверное, именно это человеческое качество присуще им всем, где бы и кем бы они ни стали. Поучиться внимательности, чуткости и доброму отношению друг к другу не мешает и нам.

 

Анна Морковина

 

Справка «Зари молодежи»:

ЛЯДОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Актёр, режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (1957).

Родился в 1918 году в Одессе.

В 1938 году окончил ФЗУ и до 1939 года работал в Самарском драматическом театре.
В этом же году был призван в ряды Красной армии.
Служил до 1947 года на Дальнем Востоке в созданном генералом Жуковым Г.К. Дальневосточном театре Красной Армии и ансамбле песни и пляски под руководством И. Моисеева.
После демобилизации работал до 1958 года в Томском драмтеатре, а оттуда был приглашен в Саратов.
Поставил на сцене Саратовского областного театра драмы им. К.Маркса: «Антоний и Клеопатра», «Женский монастырь», «Испанский священник», «Грошовая опера», «Дамоклов меч», и др. По состоянию здоровья в 1964 году оставил театр и перешел на преподавательскую работу в театральное училище им. Слонова.

Умер 30 декабря 1978 года.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Цезарь — «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1959, и режиссер совм. с Н. Бондаревым)

Режиссер:
«Маленькая студентка» Н. Ф. Погодина (1958)
«Барабанщица» А. Д. Салынского (1960)
«Совесть» Д. Павловой (1964)
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1964)
«Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (1965)
«Затейник» В. С. Розова (1966)
«Дамоклов меч» Назыма Хикмета

Поддержите проект

Полезное