Несмешные сны смешного человека

Саратовский театральный институт по праву может гордиться своими выпускниками, давая многим талантливым и перспективным людям «путёвку в жизнь». И замечательно, что, получив известность на театральных сценах столицы и других городов, они не забывают своих наставников, однокурсников и приезжают выступать в Саратов.
Так, в ноябре-декабре в рамках театрального фестиваля «Мы были первыми», организованного выпускниками заслуженной артистки России Р.И. Беляковой, перед саратовской публикой выступают Игорь Климов и Ирина Дельская (Москва), Дмитрий Сучков (Нижний Новгород), Сергей Гронский (Мурманск), а также Елена Смирнова и Игорь Абрамович (актёры саратовского муниципального театра «Балаганчикъ»).

А 28 ноября в театральном зале СГК имени Л. Собинова зрители увидели спектакль «Сон смешного» Экспериментального Театра Драматургии Национальностей (Москва), главную роль в котором сыграл актёр и режиссёр Игорь Климов, некогда вместе с супругой получившие образование в Саратове. Вторым участником спектакля по фантастическому рассказу
Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» исполнила актриса Александра Живова (зрителям она запомнилась по киноработам в фильмах «Мужчина в моей голове», «Метод Лавровой» и др.). Инсценировку этого произведения сделал москвич Алексей Тенчой. Спектакль был с одобрением встречен зрителями, и хочется немного о нём рассказать.

Герой, называющий себя Смешным (Игорь Климов), занят мыслями о переустройстве мира. Конечно, как и многие герои Достоевского, он хочет благоденствия всем людям, но начать с себя пока не в состоянии. Более того — его мучит навязчивая мысль о самоубийстве. Депрессия мыслящего героя-петербуржца вполне понятна: неустроенность, бедность, ужасные соседи с их постоянными дебошами, равнодушие окружающих, надевающих лишь маски сочувствия… Но в его сознании, а затем воображении появляется маленькая звёздочка, сначала приводящая его в отчаяние, но затем, во сне, становящаяся частью бесконечной Вселенной, в которой, конечно, есть спасение.

В постановке Сергея Крайнева монолог героя превращается в диалог Смешного человека с девочкой, встреченной им на улице и несправедливо обиженной. Александра Живова воплощает несколько образов: бедную девочку, жителей других миров — почти идеального, где нет горя и зла, и противоположного — агрессивного и продажного; в конце же спектакля проснувшийся Смешной человек обнаруживает, что он всё же не одинок. У него есть заботливая подруга, способная понять и простить заблудшего мыслителя. «Главное, — писал в своём рассказе Ф.М. Достоевский, — люби других, как себя». И спектакль получился именно об этом.
Актёры порадовали зрителей, демонстрируя органичное существование на сцене, превосходную пластику, глубокое проникновение в мир Достоевского, впрочем, оставляя не вполне раскрытой всю гамму переживаний простого человека — пристальный предмет внимания великого русского классика-гуманиста.

Анна Морковина

Поддержите проект

Полезное