Ожерелье с разорванной нитью

В Саратовском театре драмы – событие: на Малой сцене силами студентов-дипломников (курс Г.А. Аредакова) поставлен и сыгран спектакль «Друзья» по пьесе классика японской литературы Кобо Абэ.
Немного об авторе литературного источника. Кобо Абэ (настоящее имя — Абэ Кимифусу) – признанный фантаст, сюрреалист, мастер психологических загадок и ловушек, мысливший парадоксально и в духе японской литературы вообще, и в рамках поставленных им творческих задач.

Вероятно, именно поэтому ощущение от спектакля получилось весьма странным: трудно объяснить, что за призраки стоят за ширмой общепринятого значения слова «друзья», друзья ли они между собой или набиваются в друзья к главному герою пьесы – смелому и прямолинейному молодому человеку, отважившемуся пустить странную процессию бродяг в дом.

Сразу же можно вспомнить массу пословиц и поговорок о друзьях (в спектакле члены гротескной группы «друзей» тоже сыплют поговорками, когда им это на руку; они умеют, ох, умеют убалтывать зазевавшегося простофилю!) Иными словами, «друзья» в данном случае – это мошенники.

Они, представляясь одной большой семьёй (бабушка, мать, отец и пятеро детей, взрослых и не очень), одетые адекватно времени, моде и обстановке, являются в квартиру, которую вычислили, и объявляют опешившему хозяину, что готовы спасти его от одиночества… хотя их никто и не просил об этом! Вообще тема одиночества – то ли панацеи, то ли болезни сегодняшних жителей городов – волнует японского автора, да и не только его. Тема актуальная, она напрямую связана со способностью индивидуума доходчиво объяснить окружающим свою жизненную позицию.

Пока проходит первый шок от бесцеремонного вторжения в чужую квартиру и частную жизнь непрошенных «друзей», они успевают и освоиться на незнакомой территории и даже залезть в буфет (питаться-то чем-то надо!). Кстати оказывается и разный возраст членов «семейки»: бабушка разыгрывает мудрую, младшая внучка – неопытную особу, отец осуществляет общее руководство, а мать ведёт бухгалтерию. У сыновей же и других дочек свои роли: например, братцы способны применять грубую силу в случае неповиновения, а сестры – соблазнять. Все средства в широком ассортименте, лишь бы добиться своего! Чего же надо «друзьям»? Их интересуют деньги, затем – квартира и, наконец, жизнь человека. Впрочем, лишённый свободы, физических сил и материальных ценностей он начинает быть лишь помехой, устранить которую не столь уж сложно. Жертва готова.

Можно двигаться дальше.
В один прекрасный момент ясно видишь за масками «друзей» членов секты «Аум Синрикё», их принципы, их повадки и… умноженную на сто безликость. Никого нельзя выделить особо, никто конкретно не запоминается. Журналисту по расследованиям, начавшему сенсационную передачу, видимо, уготована та же участь, что и главному герою: он с восторгом готов поддаться фальшивому обаянию «друзей», отдать им всё и самому влиться в их ряды.
Самое главное: эта, пусть даже вымышленная ситуация может произойти в любой момент в любой стране. В городе, где есть симпатичные квартиры, которые снимаются теми, кто мечтает влюблён и мечтает о счастье, а значит, очень доверчив.

По мнению некоторых критиков, студентам ещё слишком сложно выполнить психологическую сверхзадачу — сыграть фантастических пришельцев (если угодно, «друзей») так, чтобы стали заметны и лицевая, и изнаночная стороны каждой фигуры. Но на мой взгляд, играют студенты курса Г.А. Аредакова вполне достоверно. Среди исполнителей можно выделить Вячеслава Мельника (Молодой человек), Константина Тихомирова (Отец) и Анастасию Пискун (Мать).
В остальных ролях заняты Людмила Сидорова, Анастасия Парамонова, Андрей Горюнов, Александр Савин, Марина Погорельцева, Мадина Дубаева
и другие.

Примечательно, что кое-кто из студентов попробовал свои силы и в музыкальном оформлении «чёрной комедии» (Мадина Дубаева). Также на протяжении всего спектакля звучала живая гитарная музыка, песни (на гитаре играла талантливая Анастасия Пискун (Мать), подпевал весь коллектив. Получался действительно эффект сплочённости, как у доброго туристского костра на «Грушинке»…

Что же касается парадоксальности происходящего на сцене… Писатель — прекрасный психолог, он знает: порой человек сам себя так запутывает, что иногда не в состоянии выкарабкаться из лабиринта собственных установок и умозаключений. ситуация, которая фантасмагорически опутывает и сводит на нет героя пьесы — обыкновенного человека! Впечатление от ситуации, в которой «друзья» развернули сеть своих махинаций, — ужас. Надо отдать должное и юмору Кобо Абэ (пусть и чёрному), который тонко уловили и воплотили ребята и их мстер — Григорий Анисимович Аредаков.

Хочется отдать должное высококлассной, как всегда, работе художника-постановщика Юрия Наместникова. Идя по пути минимализма, может быть, даже символизма, он выбрал самые выразительные, контрастные цвета: чёрный, красный, белый… Таким образом, внимание зрителя сакцентировано на сути происходящего, а не внешних атрибутах.
Спектакль «Друзья», поставленный к 50-летию создания пьесы японского классика, заставляет зрителя задуматься над собственной природой. Над тем, кого мы впускаем в свой дом, в свою душу…

Анна Морковина,

фото автора

Поддержите проект

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: