«Пушкин. Две поэмы»: в шутку и всерьёз

Саратовский муниципальный театр драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ» почтил память «солнца русской поэзии» премьерой в 2017 году в репертуаре театра появился спектакль «Пушкин. Две поэмы». Поэмами-избранницами режиссёра-постановщика Олега Загумённого стали «Полтава» и «Граф Нулин».

Вначале подумалось — сценический оксюморон: ведь «Полтава» — историческая драма, а «Граф Нулин» — юмористическое произведение, поэтический водевиль. Что может их объединять? Но спектакль в постановке Олега Загумённого смотрится органично, на едином дыхании, и серьёз переходит в комедию органично, без «швов». Как сочетаются они и в жизни каждого из нас, и в творчестве Пушкина.

Сценическое пространство «Балаганчика» — небольшой камерный зал, где отсутствует сцена (подиум), — затянуто чёрным. Зрителям предложена пространственная головоломка из деревянных белых деталей, скомбинированных вроде бы в произвольную геометрическую композицию. Однако, разобранные артистами, детали становятся то дверным косяком, то грубо сколоченными табуретами, они помогают обозначить интерьер комнаты и помост для казни…

Актёры играют Пушкина с видимым удовольствием. В спектакле заняты пять человек, проявляющие широкий диапазон своего профессионального мастерства. В «Полтаве» убраны все батальные сцены; оставлена только история семейства Кочубея и беглянки Марии. Звучит рассказ о преступной и трагической любви грозного и жестокого предателя Мазепы (Михаил Юдин) к юной крестнице Марии (Наталья Карпова), дочери «богатого и славного» Кочубея (Станислав Шалункин). Мазепа в исполнении М. Юдина полон внутренней силы, обуреваем великими, но подлыми идеями, но нежность к юной красавице придаёт неожиданный, волнующий оттенок его личности, внутренний свет на время преображает этого негероического персонажа. Мария — натура более цельная, прямая, страстная (такой играет её молодая актриса Н. Карпова), ей чуждо притворство, её любовь искренна. Так же, как и горе, когда палач Орлик (Александр Котелков) отрубает голову измученному Кочубею (Станислав Шалункин). Если бы не мать (Елена Смирнова), возвращающая ослеплённой любовью дочери прозрение сердца, наверное, Мария не скоро бы узнала о трагедии отца и предательстве своего немолодого возлюбленного. Но Мария становится свидетельницей казни и лишается рассудка…

Актёры «Балаганчика» играют историю о полтавских событиях просто и сильно, без надрыва и ненужного пафоса, донося до зрителей трагедию «давно минувших дней», созданную великим русским классиком, словно бережно перелистывая бесценный старинный фолиант…

Создатели спектакля показывают и другую грань уникального таланта Пушкина — искромётный юмор, способность высмеять напыщенность, пустозвонство, рутину обыденных будней, манерность и пошлость «книжных» страстей, не упуская случая пошалить в изображении любовного приключения, — всё, что наполняет «шкатулочку с секретом» — поэму «Граф Нулин».

«Нулин» поставлен озорно, с замечательными оформительскими и пластическими придумками, что явно воодушевляет зрителей всех возрастов. Чего стоит, например, наряд Натальи Павловны (Елена Смирнова): юбка-каркас, под которой читаются кокетливые панталончики, при необходимости занавешиваемая пышной верхней юбкой с воланами! И соблазнительно, и целомудренно одновременно, — просто подарок пушкинской героине! Умение провинциальной кокетки поддержать светскую беседу с неожиданным гостем — столичной штучкой графом Нулиным (Михаил Юдин) — вовсе не лишает её желания нравиться. «В глуши, в деревне» скуку можно развеять не нравоучительным «предлинным» романом, а «роскошью человеческого общения», по блестящему выражению другого классика. В отсутствие мужа, отправившегося на охоту (Станислав Шалункин), Наталья Павловна ухитряется с помощью верной Параши (Наталья Карпова) не только развлечь графа, но и сохранить верность супругу. Над этой ситуацией можно посмеяться, как это делает сосед, молодой помещик Лидин (Александр Котелков), а можно всё это принять всерьёз. Всё зависит от вашего характера и вкуса, достопочтенный зритель!

 

Анна Морковина

Фото автора:

На первом снимке: сцена из первой части спектакля («Полтава» ): Мазепа — Михаил Юдин, Мария — Наталья Горячева;
на втором снимке: Елена Смирнова в роли Натальи Павловны (вторая часть спектакля — «Граф Нулин»).

Поддержите проект

Полезное