Экгардт Фридрих – кинорежиссер

Экгардт Фридрих , кинорежиссер

Впервые с настоящим кинорежиссером документалистом, немцем из России, я встретился в Берлине на «Старой бирже» во время праздничных мероприятий землячества. Заочно я был знаком с ним давно, и даже несколько раз мы общались по телефону. По воле судьбы мы оказались с ним в одном гостиничном номере. Пожилой, энергичный человек небольшого роста, не переставая, рассказывал интересные эпизоды из своей богатой событиями жизни. Чувствовалось, что этот уникальный человек повидал мир, разбирается в людях, полон воспоминаний и новых планов. За ужином в Китайском ресторане он отозвался на мою просьбу и рассказал о своей судьбе.

На Волге у его дедушки Генриха Экгардта, было 10 детей — пять девочек и пять мальчиков. Третьим по счёту ребёнком был его отец — Экгардт Яков Генрихович. Он родился в 1911 году в деревне Краснояр, Красноярского района Саратовской области. Потом там же и женился на уроженке той же деревни — Марии Каспаровне Риттер 1913 года рождения. Перед войной они жили в кантоне Лизандергейский, в совхозе № 103. Отец работал там токарем.

Сам Фридрих Яковлевич Экгардт тоже родился на Волге, в Красном Яре, 07.02.1935 г. В их семье было двое детей, Фридрих и на два года младше его – сестра Мария.

В 1941 году их депортировали. Погрузили в вагоны и отвезли в Сибирь, на станцию Чаны. Так оказались они в Новосибирской области, в Чановском районе, в совхозе № 260, на ферме № 2. Позже совхоз назывался Блюгановский.

Отца сразу забрали в трудовую армию, сначала под Свердловск, потом их, трудармейцев, перебросили на восстановление заводов в Днепропетровск.

Мать тоже забрали в трудовую армию, и она попала на Кривощёковский оборонный завод, где делали мины. Завод находился на окраине Новосибирска.

Дети остались в деревне со старой бабушкой, матерью отца. Потом Мария Каспаровна узнала, что свекровь умерла, и дети остались без средств к существованию. Мария Каспаровна стала отпрашиваться у начальства съездить домой, чтоб пристроить беспризорных детей. Ей дали отпуск на трое суток, день туда, день там, день обратно. С транспортом тогда было плохо, и она, естественно, вернулась с опозданием.

На основании приговора военного трибунала НКВД Новосибирской области, по указу Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1941. Марию Каспаровну 19.09.1944 осудили сроком на 7 лет. Содержалась в местах лишения свободы. Освобождена 26.09.1945. из Тайшетлага Иркутской области.

После смерти бабушки Доры, Фридрих и Мария теперь жили у тётки. Тётю Аню не взяли в трудармию, потому что она была маленькая ростом и ей было всего 14 лет, но она уже, как взрослая, работала дояркой, и все маленькие дети всевозможных родственников жили под её присмотром. И если она тайком с фермы приносила обрат — в землянке был тихий праздник. Можно было что-то сварить не на воде. Обрат был деликатесом. Так они и жили.

В деревне, Фёдор на слух, выучился играть на гармошке, на баяне, на гитаре, на балалайке. Когда мать освободилась, Фридриху было 10 лет, сестре 8, и оба они находились в Тармакульском детском доме. Мама забрала их оттуда. После войны стали возвращаться трудармейцы, но отец не вернулся.

У него в трудармии образовалась новая семья. Потом отец приезжал в гости и в 1949 году родился ещё один брат-Виктор.

После окончания начальной школы Фридрих выучился на тракториста, потом на комбайнера — механика, затем на шофёра. Помогал, матери как мог.

Экгардт Фридрих , кинорежиссерВ 1957 году из города Сальска, что под Ростовом к ним пригнали целый эшелон комбайнеров с комбайнами и тракторами. Они уже свой урожай дома убрали, и теперь их прислали помочь сибирякам. После того, как урожай был и здесь убран, один из приезжих комбайнеров, женился на местной красавице и увёз её с собой.

После отмены комендатуры Фридрих с братом этой девушки решили поехать на Дон и посмотреть, как она там устроилась? Приехали в отпуск, а остались навсегда! Вскоре Фридрих-гармонист знал там всех, и все знали его.

Местная красавица Рая Фоменко работала там на ткацкой фабрике, и заочно училась, в Ростовском технологическом техникуме легкой промышленности на швейном отделении, по специальности технология швейного производства. Они познакомились на танцах, в заводском клубе и где-то через год, 7 ноября 1958 года сыграли свадьбу.

Фридрих работал шофёром, а по вечерам калымил, но жена настояла, чтобы он поступил в вечернюю школу и получил семилетнее образование. Потом он учился в музыкальной школе.

Дальше решил поступить в Московское музыкальное училище имени Гнесиных. Но там надо было исполнять классику на хорошем, концертном баяне. У Фёдора в то время уже было двое маленьких детей, Александр и Эльвира. Материальная сторона семейного учителя музыки не позволяла ему купить дорогой музыкальный инструмент и часто ездить в Москву на зачёты. Он не смог себе приобрести такой баян, и от учёбы пришлось отказаться.

После этого в Калмыкии, в городе Элиста, что рядом по соседству, он поступил в музыкальное училище, закончил его с отличием и работал музыкальным педагогом.

В 1972 году Фридриха пригласили в село Пролетарское, что в 30 км от Сальска, работать директором музыкальной школы.

А тут объявился его пропавший дядя, который оказался в Мюнхене. По его приглашению Фридрих впервые побывал на исторической родине и был приятно обескуражен увиденным.

Из этой поездки он привёз дорогой подарок от своего дяди – профессиональную, зеркальную немецкую фотокамеру «Akfa» – и так увлёкся фотоделом, что бросил музыку.

Ему пришлось в доме построить фотолабораторию, изучать химию, делать растворы проявителя, закрепителя, кислого фиксажа, знать, что такое резкость, экспонометр, диафрагма, выдержка, светофильтры, кадрировка, зернистость, светочувствительность, подсветка, печать, глянцевание. Фотография — значит светопись! Много света было в его душе. Потом фотоаппараты умнели, люди – наоборот. Сегодня у каждого в телефоне есть фотоаппарат, и владелец знает лишь одну кнопку. А тогда надо было много знать, прочитать много специальных книг, много экспериментировать, иметь свою точку зрения и опыт. А опыт – старший сын ошибок.

Общительный и жизнелюбивый Фридрих-Фёдор взглядом художника умел видеть сквозь объектив то, что не видели другие. Он восхищался жизнью и старался это талантливо запечатлеть. Он способен был видеть прекрасное, потому что прекрасное носил в себе. На всех фотографиях сразу видна была его особенная лебединая песня. Он послал свои фотоснимки в городскую газету «Сальская степь». Его талант сразу заметили, и судьба перебросила его в её редакционный отдел фотожурналистики.

В Пролетарске у молодоженов был мотоцикл «Ява-350» с коляской, и на нём они ездили на Чёрное море отдыхать дикарями. В 10 вечера выезжали из дому и по холодку покрывали 400 км. На этом мотоцикле они исколесили весь Крым и Кавказ. Фридрих в то время был также внештатным автоинспектором и привозил из путешествий много интересных фотографий. Потом он не раз возил автобусом всех учеников музыкальной школы отдыхать на Чёрное море.

Вскоре редакция газеты послала его учиться на двухгодичные курсы в Московский заочный народный университет на отделение кино-фотожурналистики. На это отделение принимали людей не старше 30 лет и уже надо было иметь один диплом. После окончания университета в 1977 году, он всё время работал в прессе Северного Кавказа.

После учёбы в Москве Фридрих купил себе механическую 16 мм кинокамеру «Красногорск-5», потом приобрёл электронную «Soni» и стал снимать с высоким качеством изображения свои документальные фильмы, сначала чёрно-белые, а потом в цвете. Профессионально освоив фотоаппарат и кинокамеру, в качестве кинорежиссера и оператора, Фридрих по заказу местного музея снял первый документальный фильм о славной конной армии Буденного — организатора красной кавалерии. А так же и о его родине, что находилась в тридцати километрах от Пролетарска.

Дважды бывал Фридрих в доме знаменитого писателя Михаила Александровича Шолохова. Его тепло встречали и охотно показывали, кто здесь бывал и где в доме ночевал Гагарин.

Фридрих брал интервью у генерал-майора Воротникова М.Ф. — адъютанта Жукова на Халкин Голе. И уже в то время, таким людям, Фридрих тактично задавал смелые вопросы.

У него есть киноленты о людях науки. На научной конференции в Москве он снял профессора из Риги, который подтвердил теорию о том, что зерновые культуры, (пшеница, рожь, овёс) которые сейчас растут в Казахстане и в Канаде, вывели на Волге российские немцы, из группы профессора Вагнера, друга и коллеги академика Вавилова — известного генетика и селекционера. Когда из Канады приехали представители сельского хозяйство, то в подтверждение этой теории, рижский профессор подарил им в пробирке эти зерновые культуры из поволжской республики.

В Московском Доме кино, где была его фотовыставка, радиожурналист, который брал у кинорежиссера интервью, выразил ощущение, что Фридрих в своих работах стремится возродить Немецкую Республику, но сейчас не Екатерининские времена, и это — безнадёжная утопия!

Тогда в первый раз, за всё послевоенное время, убеждённый Фридрих решил организовать встречу российских немцев хотя бы из своих ближайших окрестностей. Под самый Новый 1990 год на его приглашение, в местный Дом культуры железнодорожников съехались ростовские, тихорецкие, краснодарские, калмыцкие немцы. Зал был полон. Концерт начался в 8 вечера и продолжался до 5 утра. Вместе с активистами художественной самодеятельности, зал стоя пел немецкие песни со слезами на глазах. Потом на ВДНХ Фридрих снимал выступление немецкого ансамбля «Блик» из Алтая.

Фридрих участвовал во многих творческих конкурсах и всесоюзных фотовыставках. Его приглашали на различные торжества. Он сам писал режиссерский сценарий и составлял кадропланы. Свои фильмы старался озвучивать музыкой Баха, Бетховена, Шумана, Шуберта, Штрауса. Жена Рая была его бессменным ассистентом и озвучивала фильмы, как голос за кадром. У него в архиве храниться более 40 документальных фильмов того времени. Но началась перестройка, распался нерушимый союз. Наступил хаос и беспредел. Начались конфликты на Кавказе. А немцы в хаосе жить не могут.

20 июля 1995 года Фридрих Екгардт с семьёй, автобусом от самого крыльца своего российского дома, за двое суток приехали на ПМЖ в Германию, и попали в город Брамше, в лагерь для переселенцев.

Недалеко от лагеря в городе Bohmte жила его двоюродная сестра Мария Маер, которая и сделала им вызов. Там они и живут по сегодняшний день все вместе.

У Фридриха Яковлевича и его жены Раисы Марковны двое детей, пять внуков и четыре правнука.

Дочь закончила Ростовский пединститут, по образованию она историк, работала в школе, потом преподавала историю в Сальском техникуме сельского хозяйства. Сейчас она живет в Германии и работает в доме для престарелых.

Сын тоже живет в Германии, работает на фирме водителем автопогрузчика. До этого арендовал пруды и разводил рыбу. Он — мастер спорта по тяжелой атлетике. Спортом начал заниматься ещё в России и здесь в свободное время продолжает тренировать детей как тренер наставник.

Младшая сестра Мария живёт сейчас в Новосибирске. На восьмидесятилетие к ней только из Германии приехало 11 родственников, и всех она замечательно встретила. Она до сих пор держит корову, свиней и мелкую живность. Поддерживает своих внуков и правнуков. У неё 3 детей, девять внуков, девять правнуков. Её младший сын Виктор живет в Германии в Бибертале, недалеко от Гисена. В Гисене живут сводные сестры Ирма и Вильма.

Отец — Яков Генрихович в 1984 году был похоронен совхозе Приречный Семипалатинской области. Восьмидесятичетырёхлетняя мать в 1997 году, из Германии поехала к дочке в гости в Сибирь, да так там её в Новосибирске и схоронили. Младший брат Виктор год прожил в Германии, но потом вернулся назад в Сальск. Как-то так распорядилась жизнь.

Но тяга к родине, к могилам предков, как и у многих земляков, у Фридриха никак не угасает. На Волге, в своём селе, он был несколько раз. В первый раз ездил туда со своим дядей, старшим братом отца. Тогда они остановились в Саратове и потом поехали в Красный Яр, где он сфотографировал дядю возле своего родного дома.

Дом когда-то был красиво обшит «елочкой» из обшивных досок, но всю обшивку новые хозяева ободрали и стопили в печке. Во дворе тогда ещё сохранился глубокий колодец и кирпичный сарай, где когда-то спокойно жили куры, свиньи, лошади, коровы.

В следующий раз он поехал в город Энгельс, потом в Красный Яр — туда, где жили его предки. Когда он туда приехал в их доме жил новый хозяин, какой-то недружелюбный молодой человек. Фридрих посмотрел на всё это и пошёл на кладбище, молился, вспоминал жизнь и молча плакал.

В 2013 году он побывал в той церкви, куда ходили молиться его родители. Эту церковь он снял тем же вечером, когда на площади был весёлый городской праздник. Много там сохранилось архитектурных памятников немецкой культуры.

В Марксе по распоряжению Екатерины когда-то было построено очень интересное здание женской гимназии для поволжских немцев. Внутри и сейчас ещё сохранились все три этажа, широкие лестницы и коридоры, большие светлые классы. Бывалый кинооператор был поражён этим строением. Он просто удивлялся великолепной архитектурной фантазией людей того времени, которые очень качественно, красиво и на века, строили немецкую слободу.

Со временем Фридрих поставил перед собой новую цель: снимать документальные фильмы только про российских немцев и их насыщенную событиями историю. Он начал снимать историю российских немцев, начиная со времён Екатерины Великой.

В Москве снял интересные документальные фильмы обо всех съездах советских немцев, от первого до последнего, и теперь в его архиве находятся уникальные исторические кинофотодокументы. Многие делегаты тех съездов помнят его в том времени. К нему уже приезжали из Москвы ответственные лица и отобрали из его архива более четырёхсот фотографий для исторических публикаций.

В Саратове наш герой бывал много раз и всегда восхищался этим городом. Он до сих пор находится в хорошем состоянии, аккуратно вымощены старинные, широкие улицы. Вдоль дорог стоят добротные, светлые дома с балконами. Кое-где ещё сохранились настоящие немецкие деревянные ворота, украшенные резьбой. На других – металлических — кованные или литые решетки с прекрасным орнаментом. На них как обычно изображены ботанические мотивы: листья, цветы, гроздья винограда и всё это в чисто немецком, традиционном стиле. Вид сказочный!

Всё это радует глаз, волнует душу и само просится, на киноплёнку, чтоб всё это было навечно отображёно для истории. А на фотографиях увековечить такое, так это святое дело!

В Саратове Фридрих Эдгардт снял фильм о встрече российских немцев в честь 250 летия Екатерининского манифеста. В городе Марксе снял фильм об открытии памятника Екатерине второй. В Энгельсе сделал трогательный фильм, о том, как шло возложение венков к памятнику погибшим немцам – трудармейцам. В Германии снимал юбилейную встречу ветеранов народного движения «Возрождение».

Фридрих жалеет, что не удалось заснять в России композитора Шнитке. Но теперь он узнал, что его брат — тоже композитор, живет в городе Гамбурге и ждёт случая исполнить задуманное.

Фридрих снял фильм про немцев, которые выехали из России в Канаду и в Аргентину, но которые всё равно говорили на поволжском диалекте, хотя одевались, как в Аргентине. Все они были в смешных соломенных шляпах, в длинных юбках.

Сейчас он снимает документальный фильм о творческих людях из числа немцев из России. Его героями будут наши современники, хранители культуры российских немцев: историки, скульпторы, художники, певцы, музыканты, артисты, писатели, поэты. Он считает, что о каждом надо снять хороший видеоклип — тогда и земляки будут с большим интересом относиться к своим деятелям культуры и к их работам.

Фридрих Эдгардт старается увековечить память о творческом вкладе каждого российского немца в нашу общую народную копилку. Потом он ещё хочет создать исторический фильм о немцах-трудармейцах. По заказу, он может сделать фильм о Вашем жизненном пути, о Вашей родословной, хороший кинодокумент для Ваших потомков. Много новых фильмов храниться в его домашнем архиве.

Всё вроде бы хорошо, но некоторые заказчики его кинофильмов не держат слово и ходят в должниках. А Фридрих Эдгардт с женой живёт на мизерную пенсию, и тем не менее, они стараются быть оптимистами. Ещё недавно Фридрих активно занимался общественной жизнью и был членом партии СDU. Он всё ещё путешествует, катается на велосипеде, много фотографирует, снимает фильмы, пишет стихи, занимается музыкой, ездит на рыбалку, сам за рулём своей машины.

Недавно он приезжал в Гисен снимать свой очередной документальный фильм «Творческие люди». Ответный фильм «Интервью с кинорежиссером Фридрихом Эдгардтом» снял о нём в Гисене автор этих строк и выставил в одноклассниках, в Интернете. https://ok.ru/video/383133026870

— Российские немцы — всюду игнорируемый народ! – считает видавший виды кинорежиссёр. В России им постоянно препятствовали в достижении желанной цели. Теперь многие в Германии, в свободной стране, в правовом государстве. Немцы из России создали на исторической родине немало общественных организаций с разными красивыми названиями — и каков результат? Все раздроблены, разобщены, не услышаны, не хор, а разноголосица.

Пора, наконец, объединиться, выработать чёткую программу, в которой бы были обозначены общие интересы народа, добиваться желанной цели и повышать благосостояние переселенцев! — считает видавший виды кинорежиссер.

Знающие Фридриха люди говорят, что он — удивительный человек, который и теперь в Германии бескорыстно, в основном за свой счёт ездит и создаёт свои документальные, ставшие историческими фильмы. Он оптимист, художник-реалист. Он смотрит на происходящее события и старается отразить это в своих кинофотодокументах. Его долг как художника — донести до зрителя то, как он воспринимает жизнь. Он — неутомимый энтузиаст и романтик. При каждом новом знакомстве прокручивает в уме режиссерскую концепцию и составляет кадр — план нового фильма.

В 2017 году, 7 ноября у него бриллиантовая свадьба, 60 лет совместной жизни, скоро ему исполнится 83 года. Огромное спасибо за это, его жене, семье и всем окружающим.

Творческие люди очень эмоциональные. Они требуют к себе повышенного общественного внимания, признания, уважения и благодарных зрителей.

Пожелаем же нашему земляку крепкого здоровья, достатка в доме, душевного удовлетворения и всего того, что он сам себе желает, но с большими процентами от всех нас вместе взятых и от каждого читателя в отдельности! Вместе это должно дать большие девиденты для его дальнейшего творчества!

Райнгольд Шульц

Поддержите проект

Полезное