«Пересними, перепиши, переиграй, — останься живым!..»

Легендарному Владимиру Высоцкому, будоражившему советское общество своими песнями, театральными и киноролями, «прекрасной и яростной» творческой жизнью, посвящено немало книг, документальных и художественных фильмов. Саратовская театральная династия, проживающая ныне в Хвалынске, посвятила выдающемуся барду моноспектакль «По самому по краю». Режиссёр спектакля — заслуженный работник культуры РФ Сергей Колпаченко, ранее руководивший народным театром в селе Новопушкинском Энгельсского района. В главной и единственной роли — его сын, артист Егор Покровский.
Об исполнителе хочется сказать отдельно. Егор учился в Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова (курс народного артиста, профессора А.Г. Галко), пробовал свои силы в Москве. К сожалению, сейчас он передвигается на инвалидном кресле, что вовсе не умаляет ни его темперамента, ни обаяния и органичного существования на сцене, ни художественной выразительности спектакля. Актёр находится в расцвете своих творческих сил, уверенности в себе, он учится заочно театральной режиссуре в Самарском институте культуры, а на фестиваль «Саратовские страдания» в 2017 г. представил собственный документальный фильм «Мой Памфалон», посвящённый отцу.

Спектакль задуман как лирическая исповедь нашего молодого современника, постигающего себя через творчество Владимира Высоцкого. Вот что написано в программке: «По самому по краю» — это спектакль не только о Высоцком, он обо мне, он о Вас, дорогой зритель. Потому что каждый человек, так или иначе, проходит «по самому по краю». Удивительным образом Владимир Высоцкий мог простым и понятным языком выразить сложные социальные и философские темы, которые не теряют своей актуальности и по сей день…» По сути, актёр играет самого себя, сроднившись с лирическим героем Высоцкого. Точнее, как мы знаем, целой плеядой разномасштабных, разноплановых, непохожих друг на друга маленьких и больших героев стихов и песен нашего любимого поэта.

 

Сергей Егорович Колпаченко и Егор Покровский
Сергей Егорович Колпаченко и Егор Покровский

Я пошла на спектакль ещё и потому, что Высоцкий по жизни близок и мне — своей мощной энергетикой, которой заряжено большинство его текстов. Как филолог, я всегда поражалась языковому чутью поэта, его богатому лексикону, способностью адаптировать речь практически под внутренний монолог практически любого персонажа — будь то чудаковатый учёный, представитель «дна» или солдат, защищающий свою Родину. Высоцкому удавались и пламенные патриотические речи, и приблатнённые речитативы, и юмористические диалоги, до сих пор веселящие и приводящие нас в восторг. Лирика Высоцкого пронзительна и чиста, как слеза, его слова о любви — одна из вершин русской классики ХХ века.

Несмотря на то, что исполнитель и поэт — не современники (Егор пришёл в это мир уже после того, как Владимира Семёновича не стало), Покровскому удалось найти верный камертон, помогающий избежать сценической неправды. «Своего» Высоцкого. Он одинаково замечательно исполняет военные песни, произносит знаменитые строки о смысле жизни, о любви и дружбе, поёт под собственный гитарный аккомпанемент и минусовку юмористические куплеты. Вспоминает своего прадеда, не вернувшегося с войны, и поёт «На братских могилах…», говорит без ложного пафоса о собственной боли — и подтверждает это высокой поэзией. По реакции зала (спектакль, на котором я присутствовала, с успехом прошёл 8 октября в помещении муниципального театра «Версия»; играется он и в Самаре, и в Энгельсе, и в Новопушкинском), понимаешь — создатели спектакля нашли тот нерв, те болевые точки общества, которые не заживают до сих пор. Думаю, что моноспектакль «По самому по краю» весьма актуален именно сейчас, в преддверии приближающегося юбилея знаменитого поэта, актёра и человека, каким навсегда остаётся в наших сердцах Владимир Высоцкий.

Анна Морковина,

член Союза журналистов  России

 

Поддержите проект

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: