Информационный простор

В Саратовском техническом университете (СГТУ)  продолжается системная работа по внедрению новых информационных технологий. С этого семестра студенты «политеха» смогли оценить достоинства развернутой сети Wi-Fi. Находясь со своим ноутбуком в области покрытия мобильной сети, они могут готовиться к занятиям, получать новости, необходимую оперативную информацию, читать книги, общаться с друзьями и коллегами, используя видеосвязь или университетский форум.

Члены недавно образованной Молодежной комиссии Саратова (МКС) выступили с идеей реализации в городе проекта «Wi-Fi: обучение без границ». Данный проект предусматривает установку точек доступа Wi-Fi во всех вузах города Саратова и последующее внедрение и использование интернет-технологий в образовании. Курирует данное направление от СГТУ директор молодежного бизнес-центра вуза Станислав Бондарев.

Вместе с тем, в Саратовском государственном техническом университете уже на протяжении последних двух лет идет планомерная, системная работа по созданию условий для внедрения новых информационных процессов во все сферы жизнедеятельности вуза. За это время сделано немало. За комментарием мы обратились к начальнику управления информатизации и телекоммуникаций СГТУ Сергею Гельбуху.

Сергей Сергеевич, что такое Wi-Fi и для чего эта система нашему университету?

Wi-Fi – торговая марка технологии организации беспроводных локальных компьютерных сетей. Английский термин, скрытый за аббревиатурой, можно было бы перевести как «беспроводные узы». Все современные ноутбуки, многие устройства мобильной связи снабжены интерфейсом Wi-Fi и позволяют владельцу подключиться к беспроводной ЛВС вблизи точки доступа. Обычно это возможно на расстоянии до точки не более 50-60 метров. Точки доступа в свою очередь включены в информационно-вычислительную сеть университета (по проводам) и обеспечивают владельцам мобильных устройств доступ к информации в нашей корпоративной сети и в Интернете.

Находясь со своим ноутбуком в области покрытия нашей мобильной сети, вы можете готовиться к занятиям, получать новости, необходимую оперативную информацию, читать книги, общаться с друзьями и коллегами, используя видеосвязь или университетский форум. ИВС СГТУ стала более доступной, открытой для университета. В вузе появились новые возможности для работы, обучения и общения.

Схема сети Wi-Fi СГТУ

Схема сети WiFi СГТУ

— Каким образом УИТ был задействован в становлении ИОС в СГТУ?

Информационно-образовательная среда университета в последние десятилетия все в большей степени использует для себя возможности автоматизации информационных процессов. Компьютеры стали привычной ее составляющей, современное рабочее место преподавателя или студента немыслимо без доступа к информационным ресурсам вычислительной сети университета, глобальной сети.

Компьютерная сеть университета – основа сегодняшней ИОС. Управление информатизации и телекоммуникаций обеспечивает строительство и эксплуатацию всех компонентов вычислительной сети университета – кабельных систем, устройств коммутации информационных потоков, средств защиты сети, телефонной системы. УИТ обеспечивает развитие и сопровождение общеуниверситетских сетевых служб, включая официальный сайт СГТУ, корпоративную электронную почту, рабочие каталоги пользователей, систему электронного документооборота, систему авторизации и учета доступа к сети и многое другое.

Центральным компонентом образовательной среды сегодня является информационно-образовательный портал университета (https://portal.aptech.sstu.ru), который, для краткости, часто обозначают аббревиатурой ИОС. Структура и программное обеспечение портала разработаны сотрудниками Международного факультета прикладных информационных технологий под руководством декана Ольги Долининой. Информационное наполнение портала создано усилиями большого числа преподавателей университета и отражает современное состояние информационно-образовательной среды вуза в целом.

На какой стадии находится процесс внедрения электронного документооборота?

Система электронного документооборота, как и всякая система, состоит из нескольких частей. Одна из них – программное обеспечение, включающее сервер базы данных, сервер приложений и автоматизированные рабочие места пользователей. Эта часть системы полностью внедрена в центре СГТУ, установлены рабочие места руководителей филиалов в Балаково, Энгельсе, в ИРБИСе.

Вторая часть системы – технология применения СЭД в информационных процессах вуза. Персонал, вовлеченный в документооборот, в настоящее время находится в стадии освоения основных технологических операций. Уже налажена рассылка протоколов ректората и приказов исполнителям, на очереди совместная работа с документами на стадии их подготовки и согласования, в перспективе – освоение методов управления бизнес-процессами на уровне структурных подразделений, начиная с выдачи поручений и контроля сроков исполнения.

Как продвигается телефонизация? Видна ли экономия средств за счет вызовов по коротким номерам?

Модернизация телефонной системы СГТУ в основном выполнена, старая номерная емкость выведена из эксплуатации, за исключением ряда номеров абонентов, которым необходима энергонезависимая связь с внешними службами в случае чрезвычайных ситуаций. Новые номера предоставляются по заявкам руководителей подразделений практически без ограничений, имеется значительный ресурс внутренних номеров. Благодаря проведенной модернизации на сегодня удается экономить около 20 тыс. рублей в месяц, что видно из выставляемых ОАО «Волгателеком» счетов. Немало способствует активному использованию внутренней нумерации созданный нашими программистами телефонный справочник tel.sstu.ru, пользуясь которым, вы можете быстро найти номер интересующего вас абонента по имени, должности, названию подразделения или номеру комнаты.

Какие еще проекты в ближайших планах УИТ?

По поручению ректора мы разрабатываем программу создания единой системы приема, передачи по корпоративной сети, обработки и воспроизведения мультимедийного контента. Цель этой работы – эффективная инфраструктура для создания и использования современных информационных ресурсов вуза. В перспективе она объединит различные источники данных, такие, как систему видеорегистрации, видеоматериалы студий, цифровые телепередачи, мультимедийные материалы для сопровождения лекционных занятий, архитектурные проекты, результаты многомерного дизайна и проектирования. Объединенные источники данных должны находиться в сетевой среде, обеспечивающей высокую доступность и сохранность.

Какие отделы работают в УИТ, по каким вопросам можно обращаться к его специалистам?

Как и любое другое управление университета, УИТ является обслуживающим подразделением, главная задача которого – обеспечение учебного процесса и научных исследований в университете. Управление создает и поддерживает в рабочем состоянии инструменты, которыми пользуются другие подразделения, кафедры и факультеты для решения своих задач в области обработки информации. Эти средства обеспечения информационных процессов включают в себя аппаратную и программную часть, а также методы и технологии. В соответствии с этим подходом в управлении созданы семь отделов.

Результаты работы отдела контентной поддержки и мониторинга (ОКПМ) наиболее наглядны – он организует информационное представительство университета в Интернете, на веб-сайте СГТУ www.sstu.ru, иноязычных сайтах университета, в ряде общеуниверситетских интернет-проектов. Если вам нужно создать, расширить или модернизировать представительство вашего подразделения в Интернете, обращайтесь к начальнику отдела Евгении Изотовой – ваши предложения будут приняты с интересом и обязательно воплощены в жизнь.

Программную среду для работы университетских сайтов создает и поддерживает информационно-сервисный отдел (ИСО). Веб-дизайн, анимация, живое видео, автоинформирование, телефонный справочник и многое другое – результаты работы этого отдела. Если вы заметили ошибку в работе службы, неправильное отображение страниц сайтов СГТУ или у вас появилось предложение по использованию новых технологий, способов представления материалов в Интернете, дизайнерским решениям, обращайтесь к начальнику отдела Сергею Хардикову.

Огромную роль в работе университета играет комплекс программ по финансовому, бухгалтерскому, кадровому учету. Разработку и сопровождение решений в середе 1С Предприятие обеспечивает отдел информационных систем (ОИС) под руководством Татьяны Храмовой. Программисты этого отдела разработали систему регистрации поступающих в СГТУ «Абитуриент», ввели в эксплуатацию совместно с другими отделами систему электронного документооборота DocsVision, систему учета проживающих 1С Общежитие.

Развитием и сопровождением кабельной инфраструктуры сети и телефонной системы занимается отдел телефонии и телекоммуникаций (ОТТ). В отделе организована диспетчерская служба: сотрудник отдела принимает заявки на ремонт и обслуживание телефонной и компьютерной сетей. Под руководством начальника отдела Николая Спирина и главного инженера управления Семена Хачатурьяна в последние два года радикально перестроена телефонная сеть СГТУ. Благодаря выполненным работам номерное пространство университета практически неограниченно, а расходы на телефонию существенно снижены.

Создание и поддержка сетевых служб находятся в ведении отдела компьютерных сетей (ОКС). Сотрудники этого отдела под руководством Вячеслава Юрченко выполняют сложнейшие работы по настройке сетевых протоколов, маршрутизации в сети СГТУ и ее соединениях с внешними сетями, регистрацию пользователей сети, обеспечение разделяемого доступа к файловым ресурсам, базам данных, сегментам беспроводной сети Wi-Fi. Сотрудники отдела обеспечивают платформы веб-хостинга, корпоративную электронную почту, работу служб связи с Интернетом. К диспетчеру отдела следует обращаться для регистрации в одном из университетских доменов, получения адреса корпоративной электронной почты, регистрации в системе электронного документооборота, получения доступа к разделяемым файлам в сети СГТУ.

Ключевым отделом УИТ является отдел технической поддержки (ОТП). Все компьютеры университета прошли через руки сотрудников этого отдела и его начальника Максима Пичагина. Не все, наверное, отдают себе отчет в том, что каждый из более чем 2300 компьютеров в университете, прежде чем попасть на рабочее место на кафедре, в деканате, в компьютерном классе или в управлении, прошел процедуру регистрации, проверки и установки в ОТП. При этом все его комплектующие описываются, компьютер получает регистрационный номер УИТ, корпус компьютера пломбируется, а на лицензионную наклейку устанавливается защитная пластина. На каждом компьютере производится установка операционной системы и пакета прикладного ПО. В дальнейшем отдел обеспечивает весь жизненный цикл компьютера и программного обеспечения на нем вплоть до подготовки к утилизации. Отдел обеспечивает учет и контроль использования лицензионного программного обеспечения.

Административно-хозяйственный отдел (АХО) решает практические вопросы материально-технического снабжения университета в сфере оргтехники и вычислительной техники. Сотрудники отдела и его начальник Дмитрий Фартушнов примут у вас заявку на приобретение техники, подготовят техническое задание на аукцион, помогут оформить документы на получение техники после завершения процедуры закупки. Совместно с ОТП отдел обеспечивает заправку картриджей и ремонт оргтехники.

Мы используем современные подходы к организации технической поддержки и надеемся, что с нашей помощью вы сможете быстро осваивать и эффективно применять информационные технологии в своей работе.

Маргарита Борисова

Поддержите проект

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: