Кто они, «инженеры человеческих душ»?

В столичной экспериментальной школе учащимся- детям известных и влиятельных родителей  — задали сочинение о знаменитых литераторах начала XX века. «Обычная история, понаспишут всякого из Интернета…»,  — скажете вы? В данном случае, как говорится,  «что-то пошло не так». Ученики поразили преподавателей слишком вольным изложением взглядов на классиков российской литературы. В каждом сочинении прослеживалась одна и та же мысль: у истоков мировых потрясений, революций и войн обычно стоят знаменитые и безвестные труженики литературного ремесла, пресловутые «инженеры человеческих душ». Они почивают на лаврах, увековечены благодарным потомством – за искусные творческие химеры, подтолкнувшие сограждан и даже все человечество к опасному краю, к беде.

С такой детективной завязки начинается повесть «Дело пернатых» Геннадия Пименова. Это, по сути, и есть культурологический детектив. Сам автор охарактеризовал книгу как «Пессимистическая комедия», хотя преподавательскому составу школы не до смеха: они пытаются разгадать, кто или что стоит за неожиданной трактовкой жизни и творчества А. Герцена, М. Горького, В. Набокова, С. Есенина и других?  Вопрос даже не в том, сами ли десятиклассники это пишут, вооружившись Интернетом, или  есть некий очень просвещенный невидимый оппонент, который  намеренно разыскивает в высказываниях и поступках классиков эпизоды, которые опровергают их, классиков, ореол духовных отцов Отечества. Вопрос в том, кому и зачем сейчас это понадобилось?

— Если пацан решил похохмить и поспорить – это одно, а вдруг, тут подвох, вдруг, тут кто-нибудь нам готовит подляну. Времена-то известно какие, надо всем быть настороже. Представьте, что, быть может, высочайше повелено ускорить ротацию кадров, и начнут вроде с дискуссий о литературе, а потом пометут всех, кому за сорок в отстой, — размышляют взрослые, поражаясь глубине и основательности аргументов очередного «ниспровергателя основ». — А вдруг нас провоцируют не случайно? Представьте, что некто задался целью выяснить уровень наших педагогических знаний.… Или даже апробировать на педагогическом коллективе новые государственные идеи?!

 

 Ну, какое, скажите на милость, имеет моральное право несчастный школяр поносить самого Горького, перед которым склоняла голову вся европейская интеллигенция?.. Да за одного «Буревестника» ему можно поставить памятник на века.… А этот сопляк где-то вычитал, что Горький-Пешков покушался на капиталы Морозова! Мало того: что фабриканта замочили по указке писателя, когда он отказался далее спонсировать большевиков…

 Позвольте, дорогой Николай Николаевич, так ведь эта история известна каждому просвещенному человеку. Сам Красин привел приговор в исполнение и даже записку к груди покойного прикрепил: «Долг платежом… Красин». Да, неужели вам неизвестен этот прелюбопытный сюжет?! Я вас уверяю, про этого Горького детективные фильмы будут снимать — вот кто настоящий преступник, вор и лицедей…

Читать дальше на ЛитРес

 

 

Изучая сочинение за сочинением,  педагоги, вместе с ними и читатели, приближаются к неожиданному выводу: литература и в целом искусство, вопреки всем ожиданиям, не облагораживают человека, скорее всего, потому, что сам автор произведения (литератор, художник или артист) обычно не живет по высоким законам, а втайне от остальных или совершенно открыто лжет, лицемерит, присваивает чужое, злобствует и предает…

И что тогда, собственно, дает для духовного совершенствования литература?

 

Поддержите проект

Полезное