Что такое сетикет?

Сетикет — (неологизм, является слиянием слов «сеть»  и «этикет») — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO.
Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (оффтопик), рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением сетикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.
Правила сетикета не являются всеобщими и жестко установленными — каждое сетевое сообщество формирует свои правила. Обычно правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка ЧАВО. В других случаях существуют лишь в умах и словах модераторов, а иногда и просто «старожилов» сообщества и поддерживаются на основании их личного авторитета.
Но есть и общие правила этикета в Сети, применимые в любом сообществе:
Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком.
Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих. Всюду в Сети находятся реальные люди.
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.
Правило 3: Помните, где Вы находитесь в киберпространстве.
То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни — вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.
Правило 4: Уважайте время и возможности других.
Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли это так важно и необходимо. Если Вы ответите себе «нет», лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.
Правило 5: Сохраняйте лицо.
Отдавайте себе отчет в том, что говорите.
Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать.
Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие. Обмен опытом — увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
Флеймы (flames) — это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель — вызвать реакцию пользователей: «Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?»
Сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны — серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии.
Правило 8: Уважайте право на частную переписку.
Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями.
Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки.
Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку — будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ — будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным.

 

Книги по теме:

 

Купить Образ жизни в киберпространстве в интернет-магазине OZON.ru Купить Образ жизни в киберпространстве в интернет-магазине OZON.ru

Поддержите проект

Полезное