«Пятая стража»: третьей попытки не будет?

"Пятая стража": третьей попытки не будет?У подростков-фанатов детективно-мистического сериала «Пятая стража» ну такое горе! Говорят, третий сезон не состоится. Декорации разобраны, гипс снимают, клиент уезжает. Двенадцать тысяч участников группы фанатов «Пятой стражи» в сети ВКонтакте и сами не знают, что им дальше делать. Ищут виноватых. Лучи гнева летят в «первый мистический» телеканал ТВ3. На самом деле телеканал нипричем. А кто?

Изначально на сайте Кинопоиск.ру и в анонсах будущим фанатам была рассказана такая история:

«Вампир Феликс был отправлен силами Тьмы в ссылку в город Светлогорск. Графу Дракуле было предсказано, что падет он от руки своего соратника, вампира, и именно он, Феликс, мог прервать путь Графа Тьмы. Появление Феликса в Светлогорске сопровождали, чума, многие смерти и разорение. Немало бед навлек он на городок. Силы Света заточили Феликса в пещере, где он находился целых пять веков. И вот вампир вышел на свободу. Но теперь мысль о служении Тьме противна ему и Феликс выбрал Добро. В городке Светлогорске он открыл детективное агентство, подобрав команду из таких же как и он — не просто людей, а раскаявшихся грешников, которые готовы стоять на защите Света и Добра. Вместе они расследуют злодеяния, которые ежедневно совершаются силами тьмы и хранят покой города Светлогорска, которому суждено стать местом, где пройдет решающее сражение между силами Тьмы и Света…»

Последняя фраза вызывала вопросы. Из нее следовало, что серия за серией повороты сюжета будут вести к этой самой решающей схватке. Но соответствовал ли формат «Пятой стражи» такой задумке?

Большинство современных сериалов, выпускаемых в том числе  кинокомпанией TELEALLIANCE MEDIA HOLDING AB (Sweden, Stockholm), точнее, входящим в ее структуру ООО «Объединение Телевизионных Компаний» —  вертикальные. Вертикальные сериалы —  детище американского телевидения. В нем есть общие главные герои, место и атмосфера действия, но  каждая следующая серия является замкнутым произведением, законченной историей.  Эти сериалы можно смотреть в какой угодно последовательности. Именно поэтому, кстати, героев известных всем «ментовских» сериалов не повышали в звании. Чтобы не было вопросов — почему вчера капитан Дукалис стал майором, а сегодня снова капитан. Вертикальные сериалы не могут содержать растянутую на серии интригу. Разве что будоражащую фанатов тайну: поцелуются ли Феликс и Ульяна (похоже, ради этого дети сериал и смотрели).  Так вот, «Пятая стража» как вертикальный сериал мог продолжаться вечно. Но этого не случилось.

Во-первых, первые 4 серии все-таки получились горизонтальными, то есть с развивающимся сюжетом. Они показали нам, как раскаявшиеся грешники попали в команду Феликса.

Во-вторых, стали меняться актеры. С одной стороны, ничего жуткого в этом нет. В «Санта-Барбаре» такое было, и никто не обращал на это особого внимания. В «Пятой страже» другая история. Нодар Джанелидзе ворвался в сериал яркой кометой и продолжал светить до самого финала второго сезона. Его воскрешение было логически обоснованным, его функция — ходячая энциклопедия — была востребована. Выход из Игры Ирины Виноградовой стал неожиданностью, но против природы не попрешь, и можно только пожелать молодой маме  и ее малышу счастья и здоровья. Но смену одного артиста еще можно как-то обыграть.  Во втором сезоне сменили почти всех, и не дали новым персонажам ИСТОРИЮ, с которой они попали в команду Феликса. Рита и Никита смотрелись куда органичней, чем женщина-кошка Лида и человек-невидимка Денис.

С игрой актеров, кстати, тоже выходили накладки. Отметим три яркие актерские звезды сериала.

Во-первых, это сам вампир Феликс (Кирилл Козаков). Лучшего исполнителя роли вряд ли можно было подыскать.

Во-вторых, бывший следователь Виктор (Ростислав Бершауэр). Артист, одно слово. Изображал типичного мента так, словно за плечами реальный опыт работы в органах.

Плюс экс-жена Феликса вампирша Милена (Лора Резникова)  — порой очередную серию можно было смотреть только ради ее одной.

Что с остальными актерами? Почему их безусловный потенциал не раскрыт? Почему они дежурно произносят дежурные реплики?

Да потому — все та же американизация, все тот же вертикальный формат.

Американские вертикальные сериалы были придуманы в качестве телевизионной жвачки, приправленной рекламой. Отсюда железное правило — длина серии не больше 45 минут, чтоб в оставшееся время впихнуть рекламу. Отсюда требования к сценариям — не больше определенного количества персонажей, сюжетных поворотов, сцен, планов, локаций, даже реплики героев не должны быть длиннее определенного количества слов.

В-третьих, тема каждой серии стала непредсказуемой, как бы это ни парадоксально звучало. Раскрытие темы порой хромало — зачем, к примеру, нужно было снимать постельные сцены с участием Нодара? Зачем дублировать истории? Почему не копнуть вглубь, раскрывая сюжеты на темы славянской мифологии?

Прибавьте ко всему этому экономический кризис.  Актеры, сценаристы, участники съемочной группы — живые люди, в условиях роста цен они вправе ожидать роста зарплаты. Здесь не до декораций, спецэффектов и съемок в несколько дублей.

Сериал спасло бы превращение его из вертикального в горизонтальный. Чтобы появилось реальное противоборство Темных и Светлых сил, закончившееся, конечно же, победой сил Света. Или — для поклонников «сумеречной саги» — сил Тьмы. Наивные девочки, постоянно пересматривающие приключения вампира-вегетарианца. вряд ли подозревают, что в их сознание вкладывают допущение возможности сделки с Тьмой.

Насколько спасло? Настолько, насколько это позволила бы ориентация на западные стандарты кинопродукции.

Но основная причина неуспеха, думается, в другом. Отечественный потребитель все еще воспитан на отечественных стандартах киноискусства. Вот через 10-15 лет, когда подрастет поколение, которое других стандартов и форматов не знает, тогда шансов на успех многосезонных вертикальных сериалов будет больше.

 

 

Поддержите проект

Полезное