Учимся критиковать и воспринимать критику

Одним из разрушителей отношений является критика. Обойти её стороной – значит потерять еще один мощный ресурс для развития не только отношений, но и себя самого.
Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в том, что не нравится тому, кто критикует.
Оказывается, умение критиковать — это целое искусство. Как же это делать правильно?
1. Отметить плюсы.
Если вы этого не сделаете, у человека возникает ощущение, что вся работа вовсе сделана плохо. В этом случае либо он сделает вывод, что вы некомпетентны,либо же начнет делать работу заново, отказавшись от, возможно, совсем неплохих идей.
2. Спросите о причинах.
Даже если у вас не было времени заранее вникать в историю проекта, спросите о причине возникновения недостатков «на месте». Возможно, человек был загнан в жесткие рамки, возможно, проект передали ему недавно, и т. д.
3. Охватите всю проблему.
Не зацикливайтесь на ответвлениях и мелочах. Старайтесь охватить все картину разом, осмыслить общий план, составить целостное представление.
4. Исправления в виде мозгового штурма.
Конечно, вы просто разбираете работу, вы не обязаны предлагать никаких решений. Но, в то же время, упомяните о том, что брейнсторминг – лучший способ выйти из ступора и найти совершенно свежие решения.
5. Будьте предельно честными.
Это очень важно. Мы не всегда критикуем совершенно объективно, ведь у нас спрашивают подчас мнение близкие или друзья. Помните – самое важное качество конструктивной критики – честность.
6. Оставьте людям их решения.
Критика – это не свод приказов и не кодекс. Не нужно навязывать свое мнение.
Выступая в роли критикующего, мы так или иначе чувствуем свое превосходство. Это дает нам большую степень эмоциональной защищенности. Научившись правильно критиковать, готовы ли мы воспринимать критику? Запомните несколько  простых вещей, тогда критика не будет для вас болезненной.
Если вас критикуют:
1. Включите разум, отключите чувства и эмоции.
Это самый простой и самый главный совет, но его сложнее всего выполнить. Все, что касается чувств, проще сказать, чем сделать. Если в тот момент, когда вас критикуют, вы не сможете сдержать эмоции, то и оценить критику вы тоже не сможете. Воспринимайте критику как дополнительную информацию, поступающую из ценного (хотя и не всегда достоверного) источника. Это – информация к размышлению.
2. Сделайте паузу.
Если уж так хочется ответить на критику, сделайте это только после того, как приведете в норму дыхание. Человек, умеющий выдержать паузу, не только имеет возможность обдумать свои слова, но и может показать собеседнику (в данном случае – критику), что он разумный человек и может себя контролировать.
3. Посмотрите со стороны на предмет критики.
Если бы вы спокойно и не предвзято рассматривали чью-то такую же работу (действия, слова, характер, внешность или то, за что вас критикуют в данном конкретном случае), какими бы были ваши собственные слова? Понравились бы эти слова вашему собеседнику?
4. Признайте свои ошибки.
Или недостатки. Даже если они совсем маленькие и незаметные. Ведь заметил же их тот неприятный субъект, который полчаса рассказывал о них? Признание недостатков – путь к усовершенствованию. К сожалению, единственный.
5. Не заканчивайте тяжелый разговор, в котором присутствует критика в ваш адрес, словами: «Да пошел ты… Без тебя мы ученые…».
Можно нейтрально сказать, что примете это к сведению – такие слова ни к чему вас не обязывают.
6. Критика – не повод по сто раз переделывать одно и то же.
Стремление к совершенству – качество похвальное только до определенных пределов, потому что совершенство практически недостижимо.
7. Не останавливайтесь на достигнутом.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если то, что вы сделали, было бы ОЧЕНЬ плохо, то никто бы не стал прилагать усилия, чтобы указать на ваши ошибки.

Поддержите проект

Полезное

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Войти с помощью: