Время временщиков

— Пришло время временщиков, — рассказывает мой знакомый Алексей, директор рекрутингового агентства. – Молодой человек поступает в вуз, чтобы "откосить от армии", "получить диплом", "быть не хуже других". На любой работе он временщик, его задача – пересидеть до более выгодного предложения. Не проработав месяца, он уже начнет рассылать другим работодателям резюме, в котором написана его нынешняя звучная должность. Назначенный «по блату», наоборот, будет из кожи лезть, чтоб доказать свою нужность, и неумными инициативами, неумелым руководством развалит любую работу. В кого полетят камни? В рекрутинговую компанию: это вы нам такой кадр прислали.  В вуз: кого вы   научили на нашу голову? Я имел несчастье работать с такими людьми и как работодатель. Купленные дипломы, пальцы веером, амбиции через край, результат – ноль. Он не будет вникать в техпроцесс, ему неинтересен успех фирмы и по барабану рабочее место. Оттого, наверное, что мало понимает о том, какое место он занимает в жизни и обществе. 

Что происходит?
Происходит трансформация ценностных позиций современной российской  молодежи, которые отличаются чрезвычайно высокой прагматичностью и индивидуализмом , но при этом основаны не на собственном жизненном опыте или опыте родителей (что в стабильном обществе является основой преемственности этических смыслов старшего и младшего поколений), а на стереотипах, транслируемых средствами массовой информации и формируемых в интересах отдельных финансовых и политических групп. Такое искажение ценностных ориентаций   в значительной мере затрудняет профессиональную социализацию развивающейся личности, приводит к тому, что молодежь ищет ответ на вопрос «кем быть?» в развлекательной медиа-продукции. 
Проводимые автором на протяжении ряда лет  исследования предпочтений молодежи при выборе профессии журналиста подтверждают превалирование индивидуалистического и прагматического подхода юношей и девушек к предстоящей работе. Для большинства опрошенных общественная важность и творческий смысл трудовой деятельности находятся на третьем и четвертом местах в системе ценностей. На втором – профессия как социальный лифт, возможность получать нематериальные и материальные блага, не связанные напрямую с производимым продуктом.  На первом – собственно заработок.

При этом было отмечено, что соответствующие целевые установки абитуриенты, принимающие решение получить журналистское образование,  выработали в первую очередь на основе просмотра телепрограмм и сериалов, в которых с позитивной стороны показана работа журналистов (78%), во-вторую – на основе публикаций в печатных изданиях (15%), в третью – на основе общения в Интернет и получения там более реалистической информации о содержании журналистской работы от уже работающих журналистов.
Интересны данные проведенного автором в 2008 году опроса сотрудников СМИ Саратова и области о результативности работы старшекурсников журналистских специальностей в редакциях. Большинство опрошенных (16 из 24) отметили низкий уровень профессиональной подготовленности и базовой языковой грамотности работавших у них студентов, завышенную самооценку, отказ от работы в аналитических жанрах, отсутствие необходимых для журналиста коммуникативных качеств.
Из названных 16-ти  семь представителей саратовских СМИ пояснили, что в доверительном разговоре со студентами те обосновывали  выбор профессии журналиста так: «потому что модно», «нравится работа журналиста имярек на телеканале НТВ (как вариант — РЕНТВ)», «знаю, сколько зарабатывают саратовские журналисты имярек». При этом ни один будущий журналист не назвал в числе причин выбора потребность что-то рассказать людям и как-то изменить их жизнь.

Что делать?
«Промывать мозги» родителям, которые готовят своих чад к взрослой жизни, а также вузовским педагогам. Получив «зазомбированного» потребительством первокурсника, вуз еще может его   подтолкнуть к осознанию ценности труда – любого и любимого. В конце концов, ШКИД — Школа имени Достоевского — вполне успешно перековывала глубоко девиантных личностей в полноценных членов общества. Неужели это не способен сделать целый университет?

Источник: http://smi2.ru/saratoff/c192401/

Поддержите проект

Полезное